Выпуск:
2015. Том 1. №2(2)Об авторе:
Белякова Евгения Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; b-evgenia@yandex.ruАннотация:
В статье предлагается обзор достаточно обширного круга проблемных вопросов, возникающих в связи с задачей моделирования способов и средств подготовки педагога в условиях университетского образовательного процесса в соответствии с современным требованием ее практикоориентированности. Готовность выпускников к реализации профессионально-педагогической деятельности обеспечивается через системное взаимодействие теоретико-методологической, исследовательской и практико-ориентированной подготовки, погружение студентов в образовательную практику. Раскрывается специфика учебно-воспитательного процесса, в ходе которого у студентов должна сформироваться учебно-исследовательская деятельность и компоненты профессиональной деятельности, устойчивая мотивационная направленность на профессию педагога. В статье анализируются содержательные аспекты интеграции университетского и педагогического образования в современной модели подготовки педагога. Обосновывается структурно-содержательный состав модели интегрированной исследовательской практико-ориентированной деятельности, которая будет являться предметом формирования и освоения в ходе подготовки современного педагога — практика и исследователя. Основанием интеграции учебно-исследовательского и профессионально-педагогического видов деятельности выступают исследовательская позиция и профессионально-педагогическая направленность личности студента. Педагогическая рефлексия (включая методологическую, профессионально-практическую и профессионально-личностную) является способом освоения осмысленного индивидуального педагогического опыта. Обоснован герменевтический аспект интеграции учебно-исследовательского и профессионально-педагогического видов деятельности. Сформулирована задача формирования профессиональной самоидентичности студентов — будущих педагогов. Предложены варианты целеполагания и требований к заданиям при проектировании содержания подготовки учителя-исследователя. Предложены способы интеграции фундаментальности и практикоориентированности в подготовке педагога, которые могут использоваться в качестве ориентира при разработке содержания учебных курсов и практик.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
2. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 81-95.
3. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 32-40.
4. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект). URL: http:// минобрнауки/документы/3875
5. Профессиональный стандарт педагога (проект). URL: http://минобрнауки/документы/3071
6. Проект по модернизации педагогического образования на сайте Минобрнауки РФ.
URL: http://минобрнауки/проекты/модернизация-педагогического-образования
7. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. М.: Академия,
2010. 176 с.
8. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 2. С. 1-18.
9. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4. С. 3-18.
10. Шафранов-Куцев Г. Ф. О современной модели подготовки педагога в структуре университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. 2014.№ 6. С. 35-41.
11. Концепция развития педагогического образования в Тюменском государственном университете. URL: http://www.utmn.ru/presse/kalendar/95430/
12. Христофоров С. В. Дефиниция опыта в педагогике: сущностные характеристики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 7, № 17. С. 46-53.
13. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология. М: Академия, 2005. 256 с.
14. Белякова Е. Г. Модель смыслоориентированного образования // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 44-48.
15. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009.