Семиотический анализ рассказов А. П. Чехова «Мороз» и «Без заглавия»: макроструктурная фигура иронии

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №2(2)

Название: 
Семиотический анализ рассказов А. П. Чехова «Мороз» и «Без заглавия»: макроструктурная фигура иронии

Автор: Марийо Пьер

Об авторе:

Марийо Пьер, доктор лингвистики, член Почетной академии, ассоциированный исследователь лаборатории «Семиотическая медиация», Университет Тулузы им. Жана Жореса (Франция); p.marillaud.cals@orange.fr

Аннотация:

Автор выбирает для анализа рассказ А. П. Чехова «Мороз» в переводе на французский язык Эдуарда Парейра, который был переработан Лили Дени Нот и Клодом Фриу. В данном рассказе автор находит следы боваризма, который проявляется как в развитии сюжетной линии, так и в иронической презентации персонажей. Кроме того, данное свойство проявляется и в социальной дифференциации партисипантов. Мороз, явление физического свойства, в ходе развития сюжета приобретает характер социального катализатора и реинкарнации или символа Смерти. В рассказе городничий, дамы высшего света, которые наслаждаются праздником в теплом павильоне, противопоставляются играющим на морозе музыкантам, мерзнущим в тонких шинелях жандармам, пожарникам и посыльным. Так, через социальную дифференциацию и символику, через ироническую совместимость изотопий возникает концептуальная оппозиция ЖИЗНЬ/СМЕРТЬ. Автор приходит к выводу, что подобное представление в какой-то степени вызвано фактами биографии А. П. Чехова (его медицинским образованием, путешествием через всю Сибирь на Сахалин, его сочувственным отношением к простому человеку). Это, в свою очередь, объединяет А. П. Чехова с другим гуманистом — великим французским писателем Виктором Гюго (1802-1885).Часто можно прочитать, что золотой век русской литературы представлен такими великими писателями, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, в то время как А. П. Чехов принадлежит к серебряному веку. Это сравнение, восходящее к Гесиоду, подразумевает, что произведения великих авторов, творящих в золотой век, живут дольше, чем произведения авторов серебряного века. В отношении А. П. Чехова с этой посылкой нельзя согласиться. Он находится в одном ряду с великими русскими писателями, чьи произведения вошли в сокровищницу мировой литературы.

Список литературы: