Поэтика трапезы в литературе и кинематографе: от викторианства к модернизму

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №2(2)

Название: 
Поэтика трапезы в литературе и кинематографе: от викторианства к модернизму


Об авторах:

Горбунова Наталья Владимировна,
доцент кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики Тюменского государственного университета, кандидат филологических наук

Липская Людмила Ивановна,
доцент кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики Тюменского государственного университета, кандидат филологических наук

Ушакова Ольга Михайловна,
профессор кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики Тюменского государственного университета, доктор филологических наук

Аннотация:

В статье рассматриваются поэтика трапезы и система пищевых кодов в текстах английских (ирландских) писателей, представителей викторианской и модернистской литератур. Материалом исследования стали романы Дж. Элиот («Мидлмарч») и Дж. Джойса («Улисс») и их экранизации. Целью является изучение функции повседневных элементов в смыслообразовании классического и неклассического художественного дискурса. Как в викторианской, так и в модернистской литературе еда является предметом мифологизирования, но при этом используются различные эстетические установки и нарративные практики. Основные проблемы, к которым обращаются авторы работы: повседневность в литературе и кинематографе, система культурных кодов, трапеза и викторианский миф счастливой семейной жизни, гастрономические пристрастия как один из культурных кодов эпохи, «кухонные» метафоры, еда и питье как философские понятия, еда как ритуал, сакральные аспекты поедания и приготовления пищи, визуализация повседневного, пищевые ассоциации, код повседневности как средство характеристики персонажа и т. п.

Список литературы:

1. Струкова Т. В. Повседневность и литература // Известия Южного федерального университета. Серия «Филологические науки». 2010. № 4. С. 8-20.

2. Каспэ И. Возвращение большого стиля? Рукописи хранятся вечно, телесериалы

не горят // Новое литературное обозрение. 2006. № 78. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/78/ka18.html (дата обращения: 16.02.2015).

3. Коути Е. Недобрая старая Англия. СПб.: БХВ-Петербург, 2014. С. 12-78.

4. Хибберт К. Королева Виктория / пер. с англ. В. Заболотного. М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. С. 27-260.

5. Проскурнин Б. М. Идеи времени и зрелые романы Джордж Элиот. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2005.

6. Элиот Дж. Мидлмарч / пер. с англ. И. Г. Гуровой, Е. В. Коротковой. М.: АСТ: Астрель, 2012. С. 34-821.

7. Mann K. B. The Language that makes George Eliot’s fiction. Baltimore: Johns Hopkins

UP, 1983.

8. Элиот Т. С. «Улисс», порядок и миф // Элиот Т. С. Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: Терра-Книжный клуб, 2002.

9. Джойс Дж. Улисс: Роман. М.: Республика, 1993. С. 45-508.

10. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.

11. Cornford F. M. The Origin of Attic Comedy. Gloucester, Mass.: Peter Smith, 1968.

12. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1998.

13. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990.

14. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988.

15. Милдон В. И. Другой Лаокоон, или О границах кино и литературы. Эстетика экранизации. М.: РОССПЭН, 2007. 224 с.

16. Хоружий С. В. Комментарии // Джойс Дж. Улисс: Роман. М.: Республика, 1993. С. 555-670.

17. Шмид В. Отбор и конкретизация элементов в словесной и кинематографической наррациях. URL: http://narratorium.rggu.ru/section.html?id=9261 (дата обращения: 16.02.2015).