Влияние международной мобильности студентов на развитие их национальной идентичности (на опыте Австралии, Канады, США)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №1(1)

Название: 
Влияние международной мобильности студентов на развитие их национальной идентичности (на опыте Австралии, Канады, США)


Об авторе:

Осколова Татьяна Леонидовна,
аспирант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета

Аннотация:

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучения влияния международной студенческой мобильности на целостное развитие национальной идентичности личности студентов университетов. Цель статьи — исследование целесообразности развития проектов культурного обмена с точки зрения их влияния на историческую память личности, отношение к истории своей семьи, родного края, страны, бережное отношение к культурным и историческим святыням своего народа, осознание своей принадлежности к национальному сообществу и своей стране, оценка своего культурно-этического поведения, в том числе национально-культурных стереотипов. Автор рассматривает формирование когнитивного компонента национальной идентичности (национальные потребности, интересы, системы ценностей и установок, стереотипные представления, а также национальные стереотипы) и аффективного компонента национальной идентичности (национальные обычаи и традиции, нормы и образцы поведения, эмоциональные элементы, гамма чувств и настроений, особенности темперамента, эмоционально-волевые устремления) в поликультурной образовательной среде университетов. На основе опыта двух крупных международных проектов студенческой мобильности, проводившихся университетами Австралии, Великобритании и США с участием студентов из Австралии, Великобритании, Индии, Кореи, Сингапура, США и Южной Африки, проанализировано влияние интернационализации высшего образования на национально-гражданский и глобальный (или международный) аспекты национальной идентичности. Международные студенческие проекты осуществлялись в 2001-2004 («Размышления о нации: американские студенты и обучение за рубежом» и 2010-2011 гг. («Я глазами других: развитие глобального гражданства посредством международной мобильности и университетского сообщества») и были направлены на обучение студентов за рубежом и адаптацию иностранных студентов в поликультурной университетской среде. Основываясь на данных, опубликованных в журнале «Journal of studies in international education», автор статьи приходит к выводам о: 1)влиянии интернационализации на все аспекты национальной идентичности; 2)необходимости гармонизации развития национально-гражданского и международного аспектов национальной идентичности; 3) необходимости специальной культурологической подготовки участников международных проектов для получения максимальной пользы от участия в проекте; 4) необходимости дополнительных исследований национальной идентичности участников между- народных проектов, исследования ее изменения по окончании проекта.

Список литературы:

1. How many students study abroad and where do they go? //Education at a Glance 2013: Highlights, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag_highlights-2013-en

2. Hunter, W.D. Global Competences// International educator, Spring 2004. Pp. 6-12. URL: http://www.nafsa.org/_/File/_/go_global_competency.pdf]

3. Noddings, N. Educating citizens for global awareness N.Y., Teachers College Columbia University, 2005: 161.

4. Morgan, A.D. Journeys Into Transformation: Travel to An ''Other'' Place as a Vehicle for transformative learning // Journal of Transformative Education. 2010. 8: 246-268.

5. Patterson, L.M., Carrillo, P.B., Salinas, R.S. Lessons from a global learning virtual classroom // Journal of International Studies. 2012: 16(2) 182-197. URL: http//jsi. sagepub.com/content/16/2/182.full.pdf.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студентов вузов по специальности «Психология». М: Академический проект, 1999. 349 c.

7. Killick, D. Seeing ourselves in the world: Developing global citizenship through international mobility and campus community // Journal of studies in international education 2012. № 16. Pp. 372-389.

8. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Москва, 1999. 385 с.

9. Гранин Ю.Д. Проекты грядущего мирового порядка: между «национальным» и космополитическим» // Вестник Российской академии наук. 2012. Том 82. № 9. С. 807-813.

10. Banks, J.A. Educating citizens in a Multicultural Society. 2nd ed. Teachers college Columbia University, New York, London, 2007. 199 p.

11. Dolby, N. Reflections on nation: American undergraduates and education abroad // Journal of International Education. 2007. № 11. Pp. 141-154