Выпуск:
2015. Том 1. №1(1)Об авторе:
Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, ГАОУ дополнительного профессионального образования специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»; elena_mayak_@mail.ruАннотация:
В статье рассматриваются задачи и основные направления теоретико-методологической и методической подготовки педагогов к реализации языкового образования в школе в контексте современной социокультурной и языковой ситуации, которая предопределяет во многом новый коммуникативный портрет обучающегося. Эффективное решение проблем современного языкового образования требует перевода обучения языку в режим личностного развития, использования новых, прежде всего — гуманитарных стратегий, базирующихся на текстовой природе познания и актуализации понимания текстов культуры как механизма образования и смыслостроительства. Представлена авторская программа практико-ориентированного курса «Языковое развитие личности в системе общего образования на основе актуализации современных гуманитарных подходов», направленного на повышение общей методологической культуры и развитие гуманитарного мышления педагога, формирование семиотической, герменевтической и лингвокультурологической компетенций. Программа помогает овладеть интеграционной методологией развития личности в метаязыковом пространстве школы — пространстве пересечения когнитивной и языковой, предметной и метапредметной картин мира, взаимодействия речевых практик и разнонаправленных языков: континуальных и дискретных, «предметных» и метаязыка. Результатом освоения курса является практическое овладение инструментарием формирования метаязыкого сознания и ментального лексикона личности, семиотическими и лингвокультурологическими методиками, методами герменевтической интерпретации, целеполагания, ценностной языковой опосредованности педагогической деятельности, что повысит качество организации и сопровождения языкового развития личности в школе.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Programme for International Student Assessment (PISA) // OECD — Better Policies for Better Lives. URL: http://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения: 16.11.2014).
2. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. 2 изд. М.: Просвещение. 2015. 447 с.
3. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html (дата обращения: 15.11.2014).
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999.
5. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. 452 с.
6. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание и образ мира. М., 2000.
7. Гольдин В.Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных полей //Язык. Сознание. Культура. М.; Калуга, 2006.
8. Лотман Ю.М. Культура и текст как генераторы смысла // Кибернетическая лингвистика. М., 1983. С. 23-30.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1988. 423 с.
10. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1898.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 352 с.
12. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2001. 152 с.
13. Закирова А.Ф. Основы педагогической герменевтики. Авторский курс лекций: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2011. 324 с.
14. Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С.42-52.
15. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.
16. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975. 271 с.
17. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Избранные труды по русской и мировой культуре / СПбГУП. СПб, 2006.
18. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Избранные статьи: в 3 тт. Т. I. Таллин: Александра, 1992. 275 с.
19. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: дисс. … д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 347 с.