Проблема подготовки педагога к созданию условий смыслообразования в учебно-воспитательном процессе

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №1(1)

Название: 
Проблема подготовки педагога к созданию условий смыслообразования в учебно-воспитательном процессе


Об авторе:

Белякова Евгения Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; b-evgenia@yandex.ru

Аннотация:

В условиях реформирования отечественного педагогического образования в направлении практикоориентированности крайне важна установка на формирование у студентов – будущих педагогов осмысленной исследовательской позиции, готовности к постановке новых профессиональных задач и поиску нетривиальных способов их решения. Одна из ключевых педагогических задач заключается в необходимости формирования у обучающегося смысла изучения предмета, учебной мотивации, ценностей, мировоззренческих убеждений и других проявлений смыслового отношения к действительности и самому себе. Эта задача по своей сути является творческой и не может решаться алгоритмическим путем. В статье обосновывается содержание подготовки педагога к созданию условий смыслообразования в учебно-воспитательном процессе. Дана характеристика личностно-профессиональным качествам и способностям учителя, необходимым для решения данной задачи, среди которых наиболее значимыми являются творческий подход к педагогической деятельности, исследовательская позиция, готовность к саморазвитию, открытость новому знанию, коммуникативная толерантность, рефлексивность, педагогический такт, умение соблюдать «экологию смыслов» учеников. Представлено содержание программы для педагогов, направленной на развитие профессионально-ценностной рефлексии, овладение процедурами интерпретации текстов, умением организовывать открытый диалог и другими педагогическими техниками, которые могут быть полезны для активизации смыслообразования в процессе обучения. В статье приводятся иллюстративные примеры заданий и материалы, полученные при апробации программы в работе с педагогами. Программа позволяет активизировать смыслообразование у самих педагогов, обеспечивает получение опыта актуализации смыслов и их развития в процессе открытого диалога, интерпретации текстов с педагогическим потенциалом, через моделирование ситуации смыслообразования и выявление особых характеристик, обеспечивающих «фасилитацию» данного процесса. Представлены результаты диагностического исследования, которые позволяют сделать вывод о достаточно высокой эффективности подобных программ. В то же время приобретенный опыт активизации смыслообразования должен быть осмыслен как на уровне индивидуальной рефлексии, так и на основе современного научно-теоретического, методологического знания. Для этого также необходимо, чтобы совместная работа участников группы имела характер поисково-исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 25.11.2014).

2. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект). URL: http://минобрнауки/документы/3875 (дата обращения: 25.11.2014).

3. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 25.11.2014).

4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. 3‑е изд. М.: Академия, 2010. 176 с.

5. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха Возрождения?... Стратегия инновационного развития российского образования: монография. М.: Логос, 2014. 140 с.

6. Белякова Е.Г. Смыслоориентированная педагогическая позиция // Педагогика.2008. № 2, С. 49-54.

7. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика: Монография. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.

8. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 448 с.

9. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400 с.

10. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия,  2000. 240 с.

11. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: Тюмень, 2013. 23 c.

12. Суфиянов В.В. Диалог как педагогическая технология в смыслообразующем учебном контексте. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д. 24 с.

13. Федорова Т.С. Использование современных образовательных технологий при подготовке слушателей по модульным программам дополнительного профессионального образования // Ползуновский вестник. 2011. № 2/2. С. 346-351.

14. Сорокопуд Ю.В. Концептуальные основы организации профессиональной подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 5 (53). С. 74-83.

15. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. №. 5. С. 32-37.