Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №1(1)

Название: 
Ольфакторная образность в поэзии Иннокентия Анненского


Об авторе:

Рогачева Наталья Александровна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; n.a.rogacheva@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-8424-1861

Аннотация:

В статье исследуется поэтика запаха в лирике И.Ф. Анненского. Определяется структура и семантика ольфакторных образов. Авторы выявляют одорические коды — культурные традиции осмысления запахов, повлиявшие на формирование такого типа образности в лирике поэта. «Переключение» этих кодов в художественном мире Анненского диктуется культурным контекстом текста, сюжета, образа. Неоднородностью ольфакторного пространства, перебиранием смыслов обусловливается текучесть и синестетичность образов: для лирики И. Анненского оказываются характерными метонимии, передающие анатомию целого через отдельный телесный рецептор, и метафоры, основанные на сочетании признаков различной природы (запаховых, вкусовых).

Список литературы:

1. Rindisbacher, H. The Smell of Books. A Cultural-Historical Study of Olfactory Perception in Literature. Michigan: Ann Arbor, University of Michigan Press, 1992. 371 p.

2. Михайлов А.В. Методы и стили литературы М.: ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, 2008. 176 с.

3. Зыховская Н.Л. Основные отличия репрезентации запахов в поэтических и прозаических художественных текстах // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (259). Сер.: Филология. Искусствоведение. Вып. 63. С. 60-62.

4. Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. 680 с.

5. Петрова Г.В. Фетовские «параллели» Иннокентия Анненского // Вестник Новгородского университета. 2010. № 56. С. 53–57.

6. Грякалова Н.Ю. Человек модерна. Биография – рефлексия – письмо. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 384 с.

7. Дубинская А.С. Лирическое пространство книги И. Ф. Анненского «Тихие песни»: ольфакторный аспект // LITTERATERRA: Межвуз. сб. аспирантских и студенческих научных трудов. Екатеринбург, 2007. С. 100–109.

8. Новикова У.В. Частотный словарь лексики лирики И.Ф. Анненского. Краснодар: Издательство КубГТУ, 2006. 126 с.

9. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л: Просвещение, 1972. 272 с.

10. Мних Р. Запах как дискурс в поэзии Анны Ахматовой // Новая русистика: международный журнал современной филологической и ареальной русистики. 2008. № 2. С. 11–19.

11. Аникин А.Е. Философия Анаксагора в «зеркале» творчества Иннокентия Анненского // Известия СО АН СССР. 1992. Вып. 1. История, филология и философия. С. 14–19.

12. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии / вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А. В. Федорова. Л.: Советский писатель, 1990. 638 с.

13. Богданов К. «Тлетворный дух» в русской литературе XIX века: (анти)эстетика как мораль // Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 101–133.

14. Леонова Н.Е. Образ лилии в искусстве модернизма и в поэзии И. Ф. Анненского // Вестник Новгородского университета. 2010. № 56. С. 40–43.

15. Козубовская Г.П. Лирический мир И. Анненского: поэтика отражений и сцеплений // Русская литература. 1995. № 2. С. 72–86.

16. Риндисбахер Х. От запаха к слову: моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» / Пер. Я. Токаревой // Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 583–611.

17. Ашимбаева Н.Т. Сердце как образ лирики И. Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура ХХ века. СПб.: А. О. Арсис, 1996. С. 95–104.

18. Барзах А.Е. Тоска Анненского // Иннокентий Анненский: Открытое цифровое собрание / Сост. М.А. Выграненко // URL: http://annensky.lib.ru/notes/barzah1.htm