Об авторе:
Рябкова Алла Викторовна , кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации гуманитарных направлений, Институт истории и политических наук, Тюменский государственный университет;
ARiabkova@mail.ru
Аннотация:
В статье рассматривается проблема лингвокоммуникативного
процесса с позиций видения и понимания как лингвистики, так и философии.
Применение в исследовании указанной проблемы описательного, сравнительно-
сопоставительного методов, а также методов интерпретации текста и кон-
цептуализации картины мира позволили выйти к концептуально-ситуативному
подходу в лингвофилософском осмысливании контекста.
Исследование продемонстрировало целесообразность когнитивного подхода
к пониманию коммуникативных актов и текста (дискурса) как интерпретации
на общем уровне концептуальной системы, когда текст просто осмысливается
интерпретатором, далее — на уровне концептов, составляющих систему мне-
ний, как часть концептуальной системы и на уровне концептов, образующих
субъективную систему знания — как часть системы мнения. По мнению автора,
понимать — значит интерпретировать, но не обязательно считать истинным
и знать, но знать — значит считать истинным. Поэтому степень понимания
и знания индивида можно определить лишь при учете определенной концептуаль-
ной системы и того, что конституируют в ней когнитивно-базисные системы
мнения и знания.
Интенциональность как отнесенность интенциональных состояний к опреде-
ленной концептуальной системе является естественной, универсальной и суще-
ственными чертами любого коммуникативного акта.
Результаты исследования могут быть практически применены в теоретиче-
ских курсах по когнитивной лингвистике, по переводоведению, а также практи-
ческому переводу.
Список литературы:
1. Остин Дж. Избранное. М., 1999. 373 с.
2. Целищев В.В., Петров В.В. Философские проблемы логики (семантические аспекты)
М.: Наука, 1985. 208 с.
3. Лесков Н.С. Собр. соч. в 5 тт. Т. 1. М.: Правда, 1981. 488 с.
4. Katz, J.Y. The Metaphysics of Meaning. Cambridge: MIT Press, 1990. 144 p.
5. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. 151 с.
6. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование.
Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2001. 281 с.
7. Маслова А.В. Когнитивная лингвистика. Минск: Тетра Системс, 2005. 254 с.
8. Рябкова А.В. Лексико-семантическая таксономия фреймов радость-печаль: Авто-
реф. дисс. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2002. 17 с.
9. Серль Ж.Р. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык.
М., 1987. С. 96-126.
10. Pavilionis, R.Y. On Meaning and Understanding //Acta Philosophica Fennica. 1985.
Vol. 38. Pp. 30-39.
11. Голованская М.К. Ментальность в зеркале языка. Некоторые базовые концепты
в представлении французов и русских. М.: Языки славянской культуры, 2009. 376 с.
12. Гак В.Г. Пространство мысли // Логический анализ естественного языка: мен-
тальные действия. М., 1993. С. 22-29.
13. Щербинин М.Н., Халин С.М., Богомяков В.Г. Сущность и бытие человека
в эстетико-антропологическом измерении // Вестник Тюменского государственного
университета. 2012. № 2. Серия «Философия». С. 177-180.
14. Эстетическая антропология: фигуративный аспект: коллективная монография
/ Под ред. М.Н. Щербинина. Тюмень: Мандр и Ка, 2014. 192 с.