Аннотация:
В развитии живописи происходит постепенное смещение акцента
с изобразительной стороны произведения на выразительную. Но выразительная
сторона неоднородна и зависит от того, с каким видом живописи мы имеем дело.
В пейзажной живописи выражается индивидуальный дух художника и менталитет
его народа. Индивидуальное выражение требует детальной проработки изобра-
жения, чтобы сделать его однозначным, сузить поле восприятия. Социальное —
использование общезначимых в культуре символов, чтобы осуществить отсылку
к общенародным смыслам. Происходит отзеркаливание в произведении и личности
художника и его национальной идентичности. В натюрморте социальное может
выражать и мировоззрение некоей социальной группы посредством поэтизации
символов ее быта. В отношении своего народа и своей социальной группы художник
выступает медиатором, который выражает ее смыслы, делает их доступными
для понимания и передает следующим поколениям. Социум сам не может тво-
рить, а потому только посредством медиатора, признанного остальными, может
осуществляться общественное самовыражение.
Список литературы:
1. Искусство модерна. М.: Эксмо, 2012. 384 с.
2. Гусакова Т.Ф. Визуальные ощущения эстетическом восприятии (эстетический глаз)
// Эстетическая антропология. Тюмень: Вектор Бук, 2007. С. 197-209.
3. Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков
до наших дней. М.: ТЕРРА, 1997. 1152 с.
4. Щербинин М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (Опыт
эстетической антропологии). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. 312 с.
5. Щербинин М.Н. Эстетико-антропологическое бытие социума // Вестник Тюмен-
ского государственного университета. 2009. № 5. Серия «Философия. Педагогика. Пси-
хология». С. 190-199.
6. Колчанова Е.А. Голландский натюрморт как взаимодействие человека с окру-
жающим миром // Эстетико-антропологическое бытие социума. Тюмень: Вектор Бук,
2010. С. 149-163.
7. Щербинин М.Н. Фигуративность социальности: эстетико-антропологический поиск
// Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 10. Серия «Философия».
С. 6-15.
8. Муравьев И.Б. Представление о человеке как субъекте культуры //«Собирание»
смысла через разнообразие форм европейской культуры. Тюмень: Вектор Бук, 2002.
С. 83-91.
9. Павловский А.И. Медиатор в системе трансляции ценностей культуры // Эсте-
тическая антропология в системе экологического воспитания. Тюмень: Изд-во ТюмГУ,
2011. С. 95-101.
10. Павловский А.И. Введение в метафизику человеческого «Я» // Философия
и культура. Тюмень: Вектор Бук, 2001. С. 130-170.