Об авторах:
Аверьянова Екатерина Викторовна ,
профессор кафедры французской филологии Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета, кандидат филологических наук; кандидат культурологии
Баязитова Гульнара Ильгизовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой новой истории и мировой политики, Тюменский государственный университет;
g.bayazitova@utmn.ru; ORCID:
0000-0003-2858-9518Васильева Ж.Ю.,
Исаева Е.В.,
Кондратьев Сергей Витальевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и мировой политики, Тюменский государственный университет;
skondratiev@utmn.ru; ORCID:
0000-0002-9861-5032Кондратьева Тамара Николаевна,
доцент кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Института гуманитарных наук Тюменского
государственного университета, кандидат исторических наук
Новокрещенных Екатерина Владимировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка, Тюменский государственный университет;
e.v.novokreshhennykh@utmn.ru; ORCID:
0000-0002-1000-3470Соколовская И.В.,
Аннотация:
Тема послушания стала актуальна для англиканской конфессио-
нальной мысли после Реформации. Эта проблематика вновь начала обсуждаться
в 1620-х годах, когда королевская власть попыталась собрать не легитимный,
по мнению многих подданных, принудительный заем. В 1627 г. изрядное количество
дворян отказалось раскошеливаться и угодило в тюрьму. Следствием стало из-
вестное дело «пяти рыцарей», дебаты в парламенте 1628 г. и принятая палатами
знаменитая «Петиция о праве». В конце сентября 1626 г. Карл I отправил письмо
епископам, призывая их обратиться с церковных кафедр к прихожанам с просьбой
«помочь и поддержать» личными средствами «защиту королевства». Набирающий
политический вес, лидер арминианского крыла в церкви епископ Бата и Уэльса
Уильям Лод адресовал духовенству инструкцию, призывающую «напомнить под-
данным о долге послушания». В статье разбираются четыре проповеди: первая
именовалась «Апостольское послушание» и была произнесена 22 февраля 1627 г.
в Нортгемптоне Робертом Сибторпом, вторая, названная в печати просто «Про-
поведь», принадлежит капеллану короля, настоятелю Кентерберийского собора
Исааку Баргрейву и была произнесена в присутствии монарха 27 марта 1627 г.,
еще две под общим названием «Религия и верность» прозвучали 4 июля 1627 г. перед
Карлом I в королевском дворце в Отланде, графство Сари, и 29 июля в Олдертоне,
графство Сэффолк из уст другого королевского капеллана Роджера Мэнверинга.
Все проповеди для большего эффекта были по повелению короля опубликованы.
Англиканский клир интересовался проблемой послушания и продвигал ее среди
прихожан в интерпретации, угодной королевской власти, а именно: как важнейший
духовный принцип, на котором держится установленный порядок. Англиканское
духовенство считало монарха божьим наместником на земле, а неповиновение
королю склонно было расценивать как сопротивление самому Господу, как по-
пытку разрушить устроенное им иерархическое системное единство. Проповеди
показывают, что англиканские клирики были близки к тому, чтобы поставить
повиновение монарху выше повиновения закону и традиции. Некоторые из них
полагали, что миссия поддерживать порядок дает королю право по своему усмо-
трению назначать и собирать денежные субсидии с подданных. Однако были и те,
кто расценивал такие заявления, как недопустимую попытку расширить границы
королевской прерогативы и как покушения на исконные вольности подданных.
Список литературы:
1. Cambridge History of Political Thought 1450-1700 / Ed. by J.H. Burns. Cambridge, 1991.
2. W.B. King James VI and I and the Reunion of Christendom. Cambridge, 1997.
3. Cust, R. Forced Loan and English Politics 1626-1628. Oxford, 1987.
4. Кондратьев С.В. Дело пяти рыцарей и Петиция о праве // Правоведение. 2003.
№ 6.
5. Christianson, P. Notes and Documents. Two Proposals for raising Money
be Extraordinary Means // English Historical Review. 2002. Vol. CXVII. № 471.
P. 1627.
6. Sybthorpe, R. Apostolike Obedience. Showing the Duty of Subjects to pay Tribute
and Taxes to their Princes, according to the Word of God, in the Law and the Gospel, and
the Rules of Religum, and Cases of Conscience. London, 1627.
7. Bargrave, I. A Sermon Preached Before King Charles, March 17. 1627. London,
1627.
8. Maynwaring, R. Religion and Allegiance: in two sermons preached before the Kings
Majesty. London, 1627.
9. Кондратьев С.В. Идея порядка в политической и правовом дискурсе предреволю-
ционной Англии // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 10.
Серия «Философия». C. 29-37.
10. Cobbet’s complete collection of State Trials and Proceedings for High Treason and
other Crimes and Misdemeanors. London, 1809.