Об авторе:
Щербинин Михаил Николаевич,
профессор кафедры философии Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета, доктор философских наук
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности и пределы рациональ-
ности в гуманитарном познании на примере феномена свободы. В частности,
исследуется опыт рационалистического объяснения диалектического единства сво-
боды и необходимости. При этом вопрос об участии рассудка и разума в феномене
свободы выводит исследование за рамки собственного гуманитарного познания
в сферу «живого» человеческого общения, в область поступков, устремлений, на-
дежды и воображения. Показывается, что развитие общего в жизнедеятельности
расширяющегося рода человеческого нуждается в обобщении стремлений, целей,
надежды и мечты множества разнообразных индивидов через свободу. Одновре-
менно делается вывод не только о «включении» механизма уже прямой «необ-
ходимости свободы», но и об опасности сквозного подчинения этого механизма
государственным и вообще бюрократическим структурам.
Параллельно говорится о распадении философской и мировоззренческой целост-
ности современного гуманитарного знания, о важности баланса сил, необходи-
мости и свободы в человеке, как объекте гуманитарной науки, о необходимости
в свободе творческих исследований. В качестве дополнительной линии обсуждения
предлагается разговор об именно фигуративном характере существования обще-
го и обобщения в феномене человеческой свободы хорошо проиллюстрированном
в историческом ракурсе.
В заключении делается вывод о необходимости построения позиции само-
критичного рационализма в гуманитарной науке. Такая позиция позволяет
осуществлять диалектическое единство не только необходимого и случайного,
случайного и закономерного, но и искомое единство творческой свободы и мо-
ральной ответственности.
Список литературы:
1. Berdjaev, A.A. O russkih klassikah [About Russian classicists]. Мoscow, 1993.
(in Russian).
2. Hobbes, Т. Sochinenija v 2 t. T. 2 [Collected works in 2 v. V. 2]. Мoscow, 1991.
(in Russian).
3. Sokolov, V.V. Evropejskaja filosofija XV-XVII vekov [European Philosophy of the
XV-XVII centuries]. Мoscow, 1996. (in Russian).
4. Schelling, F.W.J. Sochinenija v 2 t. T. 1 [Collected works in 2 v. V. 1]. Мoscow, 1987.
(in Russian).
5. Istorija dialektiki. Nemeckaja klassicheskaja filosofija [History of Dialectics.
German Classic Philosophy]. Мoscow, 1978. (in Russian).
6. Gurina, M. Filosofija. Uchebnoe posobie [Philosophy: Study guide]. Мoscow, 1998.
(in Russian).
7. Frank, S.L. Real'nost' i chelovek [Reality and a human being]. Мoscow, 1997.
(in Russian).
8. Murav'ev, I.B. The role of religion in developing an aesthetical and anthropological
ideal. Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta — Tyumen State University
Herald. 2012. № 10. Series «Philosophy». Pp. 84–89. (in Russian).
9. Rikkert, G. Sciences about Nature and Sciences about Culture. Kul'turologija XX vek.
Antologija [Culturology the XXth century. Anthology]. Мoscow, 1995. Pp. 69–101.
(in Russian).
10. Jung, C.G. Psihologicheskie tipy [Psychological Types]. Мoscow, 1997.
(in Russian).
11. Hegel, G.W.F. Jenciklopedija filosofskih nauk: t. 3. [Encyclopedia of Philosophic
Sciences: v. 3]. Мoscow, 1997. (in Russian).
12. Berdjaev, N.A. Filosofija svobody. Smysl tvorchestva [Philosophy of Freedom.
Sense of Creation]. Мoscow, 1989. (in Russian).
13. Husserl, E. Filosofija kak strogaja nauka [Philosophy as a strict science]. Minsk —
Мoscow, 2000. (in Russian).