Концепт «грех» в романе Дж. Джойса «A portrait of the artist as a young man» концептуальные инверсии

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Филология. 2014

Название: 
Концепт «грех» в романе Дж. Джойса «A portrait of the artist as a young man» концептуальные инверсии


Об авторах:

Новокрещенных Екатерина Владимировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка, Тюменский государственный университет; e.v.novokreshhennykh@utmn.ru; ORCID: 0000-0002-1000-3470

Кокси Дэвид,
директор Института английского языка, Университетский центр Жан-Франсуа Шампольона, г. Альби (Франция), доктор филологических наук

Аннотация:

В статье в рамках когнитивно-дискурсивного подхода исследуется этико-религиозный концепт «грех» в романе Дж. Джойса «A Portrait of the Artist as a Young Man» («Портрет художника в юности»). Авторы доказывают, что концепт «грех» реализуется через концептуальные оппозиции «right/wrong», «obedience/disobedience”, «love/sin», «life/death». В статье рассматриваются концептуальные инверсии греха, т.е. его исторические смысловые преобразования, связанные с общим переосмыслением этико-религиозных категорий и концептов на рубеже XIX-XX веков. Эти концептуальные инверсии рассматриваются в рамках структуры героя романа Стивена Дедала. За основу структуры берется временное целое героя (по М.М. Бахтину), которое рассматривается авторами как последовательность четырех фаз жизни героя, соответствующих последовательности глав. На каждой из фаз реализуется инверсия исходной оппозиции. Инверсия нейтрализуется (т.е. происходит восстановление исходной оппозиции) и образуется вновь, пока не утверждается в финале последней фазы, тем самым десемантизируя концепт «грех».

Список литературы:

1. Эко У. Поэтики Джойса / Пер. с итал. А. Коваля. СПб.: Symposium, 2006. 496 c.

2. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (I): факсимильное воспроизведение оригинального авторского издания 1914 г. М.: Правда, 1990. 496 с. URL: http://imwerden. de/pdf/florensky_stolp_i_utverzhdenie_istini_1914.pdf.

3. O’Neil, A.C. (1913). Sin. In The Catholic Encyclopedia. Vol. XIV. New York: Robert Appleton Company. Retrieved November 6, 2013 from New Advent. URL: http://www. newadvent.org/cathen/14004b.htm.

4. A New English Dictionary on Historical Principles. Vol. IX. Part I / by W.A. Craigie, H. Bradley. Oxford: At the Clarendon Press, 1919. 1211 p.

5. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 9-191.

6. Белозерова Н.Н. Мир реальный и мир виртуальный: две экологические системы? Монография. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2010. 252 с.

7. Joyce, J. A Portrait of the Artist as a Young Man / Edited with an Introduction and Notes by Jeri Johnson. Oxford, New York: Oxford University Press, 2008. 289 p.

8. Сартр Ж.-П. Тошнота: избр. произведения / Пер. с фр. М.: Республика, 1994. 494 с.

9. Labre, C. Dictionnaire biblique, culturel et littéraire. P.: Armand Colin / VUEF, 2000. 319 p.

10. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

11. Библия: На церковнославянском, русском, греческом, еврейском и латинском языках. URL: http://azbyka.ru/biblia/