Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Филология. 2013Об авторах:
Тумакова Елена Вадимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета; e.v.tumakova@utmn.ruАннотация:
В русском языке последних десятилетий особую активность приобретают словообразовательные способы, позволяющие экономить речевые усилия говорящего (сложение, сращение, суффиксальная универбация, аббревиация и др.). Одним из таких способов является также окказиональное отсечение, которое может служить не только средством экономии, но и особым художественным приемом. Отсечению могут подвергаться различные компоненты слов, вследствие чего выделяется несколько типов подобных новаций. В повседневной устной и письменной речи дериваты, созданные путем отсечения, помогают говорящему сделать свое высказывание более компактным, позволяя за минимальное количество времени передать максимальное количество информации. В молодежном жаргоне отсеченные образования являются своеобразным проявлением языковой моды. Довольно часто такие дериваты встречаются в интернет-коммуникации, где также служат средством экономии, поскольку позволяют мобильно реагировать на те или иные высказывания собеседника. В большинстве случаев отсечению в виртуальном общении подвергаются различные формулы приветствия, прощания, благодарности и т.д. В художественном тексте (особенно поэтическом) подобные производные наделены целым комплексом различного рода функций: средство версификации, способ передачи авторской оценки, создание иллюзии множественности интерпретаций, игра с читателем, привлечение его внимания. Таким образом, текст, насыщенный отсеченными производными, становится открытым для сотворчества. Читатель приобщается к роли соавтора поэтического произведения, подыскивая нужные слова, разгадывая скрытые смыслы. Вследствие этого окказиональное отсечение в поэтическом тексте можно рассматривать в качестве особого художественного приема.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2003. 304 с.
2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2005. 328 с.
3. Шраер М.Д., Шраер-Петров Д.П. Генрих Сапгир — классик авангарда. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 280 с.
4. Морозов О. Сечение слов в авангардной поэзии / Известия Уральского
государственного университета. № 1/2(63). 2009. Режим доступа: http://proceedings.usu. ru/?base=mag/0063(01_$01_02-2009)&xsln=showArticle.xslt&id=a08&doc=../content.jsp
5. Суховей Д. Книга Генриха Сапгира «Дети в саду» как поворотный момент в истории поэтики полуслова // Полилог. Теория и практика современной литературы. 2009. № 2. С. 36-47.
6. Зубова Л.В. Поэтика полуслова // Художественный текст как динамическая система. М., 2006. С. 456–472.
7. Фатеева Н.А. Открытая структура. О поэтическом языке и тексте рубежа XX–XXI веков. М: Вест-Консалтинг, 2006. 160 с.
8. Николина Н.А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы. М.: Гнозис, 2009. 336 с.
9. Кузьмин Д. План работ по исследованию внутрисловного переноса // Новое литературное обозрение. 2003. № 59. С. 392–409.
10. Фатеева Н.А. Основные тенденции развития поэтического языка в конце XX века // Новое литературное обозрение. 2001. № 50. С. 416-434.