Имя как знак: семиотические функции наименований вещей в контексте пословиц и поговорок

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Филология. 2013

Название: 
Имя как знак: семиотические функции наименований вещей в контексте пословиц и поговорок


Об авторе:

Сафьянова Мария Андреевна,
аспирант кафедры общего языкознания Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета

Аннотация:

Статья представляет собой исследование в рамках этнолингвистического направления языкознания. Взяв в качестве материала для анализа паремии с компонентами-наименованиями «орудие труда» и «бытовой предмет», мы увидели, что наименования вещей могут выступать в качестве знака бытового предмета, стоящей за ним реальной ситуации использования и функционирования и представлений, сложившихся о данном предмете в традиционном сознании. Выступая в качестве знака самой вещи, ее наименование, как правило, актуализирует реальные функции и свойства, присущие предмету в повседневном бытовом использовании. В качестве знака определенной ситуации наименование предмета может служить указанием на исторические, обрядовые, бытовые реалии. В качестве знака представлений о предмете наименование соотносит обозначаемый предмет с определенными категориями — небесное/земное/ инфернальное, свое/чужое, внешнее/внутреннее. Поскольку мы рассматривали компоненты-наименования «орудие труда» и «бытовой предмет», то на первом месте среди обозначаемых данными наименованиями понятий оказалась работа и все с ней связанное: понятия трудолюбия/лени, мастерства, образы конкретных работников и т.п. Кроме того, наименования отдельных предметов могут также служить указанием на определенные группы людей — по социальному, гендерному признакам или по личностным характеристикам.

Список литературы:

1. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура. М.: Индрик, 2007. С. 8.

2. Лабунец Н.В., Усминский О.И. Финно-угорское наследие в русских говорах Тюменской области // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №1. Филология. С. 206.

3. Белякова С.М. О принципе антропоморфизма в русском языке, или Жили-были дед да баба // Мир русского слова. 2010. № 1. С. 13-19.

4. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 70-71.

5. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Олма-пресс, 1997. 614 с.

6. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа: большой объяснительный словарь. М.: Цитадель, 2008. 590 с.

7. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык, 2000. 544 с.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. А-З. М.: Рус. яз., 1989. С. 519.

9. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 3. К-П. Изд-во Института славяноведения РАН. С. 129-134 (Ложка).

10. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 94-97.