Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Филология. 2013Об авторе:
Комаров Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, кафедра языкознания и литературоведения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; vitmark14@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4506-4027Аннотация:
В статье впервые предметно выявляются библейские аксиологические и образные основы текста первой цензурной редакции литературной сказки Ершова «Конек-Горбунок», описывается наиболее значимый слой этих знаков. Автором предлагается концепция историко-философской природы творения юного сибирского писателя. Диалогическая полемика Ершова с пушкинскими текстами рассматривается в качестве конструктивной особенности жанрового и содержательного решения эстетической задачи. Возраст и образовательно-профессиональный выбор девятнадцатилетнего студента императорского университета определяются в статье в качестве существенных ориентиров реконструкции замысла сказки. Приоритет знания библейского текста Ершова рассматривается как естественный стандарт культуры российской гимназии, университетского и духовно-гражданского воспитания в совокупности с известными религиозно-личными склонностями художника. Автор исходит из мысли о популярности ершовской сказки в России как естественного проводника ценностно-образного строя библейского мирочувствования в демократически широкие слои читающей православной страны, как один из источников поддержания ее религиозно-духовного строя на протяжении почти двух столетий. В совпадении художественного послания ершовской сказки с матричными основаниями массового читательского религиозного сознания России усматривается, наряду с другими факторами, секрет устойчивой популярности данного текста, ставшего поистине народным.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Ярославцов А.К. Петр Павлович Ершов, автор сказки «Конек-горбунок». Биографические воспоминания университетского товарища его. СПб.: Типография В. Демакова, 1872. 214 с.
2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 596 с.
3. Ершов П.П. Конек-Горбунок: русская сказка в трех частях. / Первая цензурная редакция. М.: Сампо, 1997. 248 с.
4. Лупанова И.П. Сказочник Ершов и его подражатели // Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959. С. 208–285.
5. Комаров С.А. Концепция становления человеческого духа в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок» // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 1. С. 21–26.
6. Комаров С.А. О литературности первой цензурной редакции сказки «Конек- Горбунок» П.П. Ершова // Литература Урала: история и современность. Вып. 6: Историко- культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2011. С. 312–318.
7. Аблесимов А.О. Мельник — колдун, обманщик и сват // Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII — начала XIX века: В 2 т. Т. 1. (Библиотека поэта. Большая серия.) Л.: Советский писатель, 1990. С. 191–220.
8. Рогачева Н.А. Исторические аллюзии в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок» // Литература Урала: история и современность. Вып. 1. Екатеринбург: УрО РАН; Объединенный музей писателей Урала; Изд-во АМБ, 2006. С. 210–218.
9. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. 424 с. 10. Драчева С.О., Медведев А.А., Рогачева Н.А. Историческая динамика поэтической образности в сибирском тексте русской лирики XVIII - начала XX вв. // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 1. С. 126-134.