Об авторе:
Погорова Райшат Исмаиловна,
старший преподаватель кафедры психологии Ингушского государственного университета (г. Назрань)
Аннотация:
Исследование посвящено проверке гипотезы, что положительная
динамика становления личностной зрелости в процессе обучения более выраже-
на у студентов направления «психология» по сравнению со студентами других
направлений и специальностей. Обсуждаются некоторые факторы личностного
становления: мотивационная поддержка, оснащенность информацией и навыками,
активность студентов, направленная на самоизменение.
В эмпирическом исследовании приняли участие 483 студента различных на-
правлений подготовки и различных лет обучения. Обнаружено, что время обуче-
ния в вузе сопряжено с личностным развитием студентов. Студенты-психологи
показывают более выраженные изменения в сторону личностной зрелости, чем
студенты иных направлений подготовки. Студенты-психологи обнаруживают
разную степень изменений за время учебы в вузе в сторону личностной зрелости,
обусловленную разными культурными контекстами, в которые погружены вузы,
разными концепциям профессиональной подготовки, специфической квалификацией
преподавателей.
Список литературы:
1. Гращенко Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: Дисс. … канд. психол.
наук. Краснодар, 2003. 217 с.
2. Якимова П.Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов,
обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука
и образование. 2008. № 5.
3. Ванакова Г.В. Иерархия мотивов выбора профессии педагога-психолога // Вектор
науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С. 80-83.
4. Кошелева А.О. Концепция становления личностной зрелости будущего специали-
ста в инновационных условиях высшего профессионального образования: Дисс. … д-ра
пед. наук. Елец, 2009. 361 с.
5. Морозова Е.А. Психологические механизмы становления зрелости личности у под-
растающего поколения средствами образовательной среды // Психологическая наука
и образование. 2011. № 3. URL:
http://psyedu.ru/journal/2011/3/2413.phtml
6. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования
на разных этапах профессионализации: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. 219 с.
7. Шибаева Г.Е. Динамика рефлексивно-эмпатийных свойств личности в процессе
профессионального становления студентов-психологов: Дисс. …канд. психол. наук.
М., 2010. 236 с.
8. Кот Т.В. Психолого-акмеологические факторы развития диагностической компе-
тенции будущего психолога: Дисс. … канд. психол. наук. Тамбов, 2011. 225 с.
9. Плужникова Л.А. Развитие внутриличностной компетентности студента-психолога
в вузе: Дисс. … канд. психол. наук. Тамбов, 2011. 199 с.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ.
М.М. Исениной; под ред. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. 233 с.
11. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды.: пер. с англ. / Л.В. Труби-
цына, Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2002. 462 с.
12. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: АСТ:
Прайм-Еврознак, 2007. 407 с.