Психолого-акмеологические факторы и закономерности становления защитных механизмов у детей, связанные с полом ребенка

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2014

Название: 
Психолого-акмеологические факторы и закономерности становления защитных механизмов у детей, связанные с полом ребенка


Об авторах:

Богданова Мария Владимировна,
доцент кафедры клинической и юридической психологии Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, кандидат психологических наук

Русяева Ирина Александровна,
аспирант кафедры общей и социальной психологии Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета

Аннотация:

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей системы психологических защит матери и становления защитных
механизмов в детском возрасте. Выделены три периода: от 4 до 6 лет, от 7 до 9 лет, от 10 до 12 лет. В каждом возрастном периоде рассмотрены гендерные особенности защитных механизмов и их связь с защитами матери. В статье рассматривается, как гендерное воспитание влияет на формирование защитных стратегий у ребенка. Результаты демонстрируют явные отличия между тем, как мальчики и девочки усваивают защитные формы поведения от своих матерей, какие способы усвоения они используют наиболее эффективно (прямое копирование или осознанное обучение родителем). Эмпирические результаты дают возможность для рекомендаций родителям относительно воспитания с учетом возраста и гендера, чтобы система защитных механизмов ребенка развивалась гармонично, а также, чтобы на основе ее развивались и полезные социальные компетенции: в частности, умение договариваться, способность к анализу социальной ситуации и планированию, активность и способность отстаивать свои интересы у девочек, самостоятельность, умение принимать поддержку и другие.

Список литературы:

1. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис,
функционирование, диагностика. Талант, 1996. 144 с.

 2. Никольская И.М., Добряков И.В. Уровни защитной системы человека в контексте
оказания психологической помощи // Психология совладающего поведения: м-лы II
Междун. науч.-практич. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. С. 102-104.

 3. Богданова М.В., Доценко Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию.
Тюмень: Мандр и Ка, 2010. 204 с.

 4. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междун. науч.-
практич. конф., Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 тт. / Отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Т. 1. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. 284 с.

 5. Богданова М.В. Взаимосвязь жизнестойкости с личностной зрелостью и уровнями жизнеобеспечения личности // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. Серия «Педагогика. Психология». С. 149-156.

 6. Богданова М.В. Роль матери в формировании психологических защит у часто
и длительно болеющих детей // Вестник Тюменского государственного университета. Тюмень. 2011. № 9. Серия «Педагогика. Психология» С. 232-240.

 7. Исенина Е.И. Особенности присвоения форм и значений культуры в раннем
детстве и качества матери // Философия языка и семиотика. 1995. С. 149-172.

 8. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб.пособ. / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. СПб.: Речь, 2005. 240 с.

 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии
/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

 10. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической
диагностике и консультировании детей и подростков: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2009.