Аксиологический аспект иноязычной подготовки it-специалиста в вузе в контексте профессионального стандарта

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2013

Название: 
Аксиологический аспект иноязычной подготовки it-специалиста в вузе в контексте профессионального стандарта


Об авторах:

Салтыкова Анна Александровна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

Леушина Ирина Владимировна,
профессор кафедры иностранных языков Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, доктор педагогических наук

Аннотация:

Авторами статьи проанализирован профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам», сделан вывод о повышении социально-коммуникативной составляющей профессиональной деятельности бакалавров и магистров соответствующего направления. В связи с этим особое значение приобретает аксиологический аспект иноязычной подготовки студентов IT-направления, потенциал которой, по мнению авторов, недостаточно учитывается профессиональным стандартом. На основе анализа сложившихся требований и практической деятельности IT-компаний, работающих с иностранными заказчиками, отмечено, что от выпускника технического вуза требуется взаимосвязанное развитие всех основных речевых навыков и умений как базы иноязычной профессионально-ориентированной коммуникации, а большая часть профессиональных знаний в области информационных технологий, указанных в профессиональном стандарте, могут развиваться, в том числе, средствами иноязычной подготовки. Авторы приходят к выводу о необходимости широкого привлечения ведущих IT-специалистов (представителей работодателя) к построению и реализации лингвообразовательной траектории студентов, что повысит практическую ценность иноязычной подготовки для обеспечения высокого профессионального уровня выпускника. По их мнению, иностранный язык – средство хранения и передачи информации, а иноязычная компетенция формируется совместно с профессиональными компетенциями.

Список литературы:

1. Жеребина О.Г. Профессиональные стандарты в области ИТ: «инструкция по применению» // Профессиональные стандарты в области ИТ. URL: http://www.apkit. ru/committees/education/meetings/standarts.php (дата обращения: 15.04.2013).

2. Бабешко В.Н. Применение кейсов в учебном процессе с участием работодателя // Информационные бизнес-системы: М-лы II Всеросс. науч.-практич. конференции. М.: Академия ИБС: НИТУ «МИСиС», 2010. С. 53-56.

3. Нежурина М.И. Система подготовки ИТ-специалистов нового качества. Опыт

сотрудничества НИТУ «МИСиС» и бизнеса // Международные стандарты, аккредитация и сертификация технического образования и инженерной профессии: М-лы международ. науч.-практич. конференции. М.: Изд. дом «МИСиС», 2010. C. 68–72.

4. Профессиональные стандарты в области ИТ. URL: http://www.apkit.ru/ committees/education/meetings/standarts.php (дата обращения: 17.04.2013).

5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: Труды методологического семинара. М., 2006. С. 68.

6. Леушина И.В. Иноязычная подготовка в техническом вузе и проблема профессиональной идентичности выпускника // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 33–40.

7. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8–14.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/924 (дата обращения: 01.04.2013).

9. Крупченко А.К. Профессиональная лингводидактика // Высшее образование в России. 2006. №5. С. 158-160.

10. Локтюшина Е.А. Интегрированная профессиональная иноязычная компетентность как цель языкового образования. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1818.htm (дата обращения: 15.03.2013).