Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2013Об авторах:
Гольцева Юлия Викторовна,Аннотация:
В статье раскрыто представление о субъективной правовой ответственности как личностном качестве. Обоснована необходимость ее развития в целях повышения эффективности деятельности по предупреждению противоправного поведения условно осужденных несовершеннолетних. Приведено описание разработанной методики развития субъективной правовой ответственности, а также результатов ее апробации в экспериментальном исследовании с участием условно осужденных подростков г. Тюмени, других городов юга Тюменской области (120 человек). Методика основана на идее использования конструктивной составляющей потенциала ситуации условного осуждения: учета личного опыта несения негативных последствий совершения преступления условно осужденными подростками; необходимости следовать нормам закона в процессе отбывания испытательного срока условного наказания. Охарактеризованы этапы, в ходе которых происходит последовательная смена векторов направленности субъективной правовой ответственности от актуального к ретроспективному, от ретроспективного — к перспективному. Сделан вывод, что внедрение методики в профилактическую деятельность с условно осужденными подростками способствует снижению уровня противоправного поведения среди них.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Макаренко А.С. Семейное хозяйство. Соч.: В 7-ми т. Т.4 М.: АПН РСФСР, 1951. 552 с.
2. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: Наука, 1983. 240 с.
3. Минкина Н.А.Воспитание ответственностью. М.: Высшая школа, 1990. 143 с.
4. Митькина А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных: дисс. ... канд. пед. наук. Рязань, 2003. 179 с.
5. Гольцева Ю.В. Подход к определению ответственности в современном
образовательном пространстве // Проблемы формирования и развития личности в современном социокультурном информационно-образовательном пространстве: Сб. науч. работ молодых ученых. Ч. 1. Тюмень: Печатник, 2011. С. 11-13.
6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избр. Педагогич. соч.: в 5 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. 558 с.
7. Kohlberg, L. The philosophy of moral development: Moral studies and the idea of justice. San - Francisco, 1981, v.1. 441 p.
8. Piaget. The moral judgement of child. London, 1977. 399 p.
9. Селиванова О.А. Социально-психологические условия реинтеграции уличного подростка в социум // Педагогика. 2004. №1. С. 147-156.113 педагогика. психология Развитие субъективной правовой ответственности ...
10. Гольцева Ю.В. Ресоциализация условно осужденных несовершеннолетних в условиях учреждений дополнительного образования// М-лы международ. науч.-практич. конференции «Социальная политика: современность и будущее». СПб, 2013.