Выпуск:
2025. Том 11. № 1 (41)Об авторах:
Симонова Людмила Михайловна, доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; l.m.simonova@utmn.ruАннотация:
В переживаемый период геополитического противостояния стран развитие России и ее будущее напрямую связаны со становлением и убедительным позиционированием страны в качестве одного из центров формирующегося многополярного мира. В связи с этим перед российской экономикой поставлена амбициозная задача нарастить объемы несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 г. не менее чем на две трети по сравнению с 2023 г., в т. ч. с неуклонным наращиванием экспорта продукции АПК не менее чем в 1,5 раза. Это задает масштабную целевую планку для бизнесов не только в выпуске товаров и услуг высоких переделов со значительной добавленной стоимостью, в расширении географии экспортных поставок и выходе на новые неосвоенные рынки, но и в формировании глобального предпринимательского мышления, новых компетенций и подходов к международной кооперации и созданию устойчивых международных партнерств. Это требует и существенной трансформации стратегического менеджмента российских компаний, переоценки их кадрового и компетентностного потенциала, пересмотра существующих бизнес-стратегий и HR-политик в направлении международного развития бизнеса. В связи с чем необходимо вырабатывать новые образовательные инициативы, альтернативные методы и технологии и одновременно подстраивать существующие программы и педагогические практики под новые тренды и запросы. Поэтому целью работы является выявление для отечественных компаний требуемого для ведения международного бизнеса набора компетенций и определение зон их восполнения и развития с помощью новых образовательных практик, по крайней мере в двух направлениях — для основной массы предпринимателей, уже осуществляющих экспортные операции на зарубежных рынках или планирующих их осуществлять, и для управленческого корпуса предприятий-экспортеров.Ключевые слова:
Список литературы:
Аглиуллина М. 2019. Слэш-люди и мультипотенциалы: почему больше не надо выбирать призвание на всю жизнь // Forbes. https://www.forbes.ru/forbeslife/389809-slesh-lyudi-i-multipotencialy-pochemu-bolshe-ne-nado-vybirat... (дата обращения: 21.02.2025).
Бубновская О. В., Домброван М. А. 2024. Развитие партнерства в сфере предпринимательства: барьеры и факторы эффективности // Коучинг и наставничество: теория и практика: мат. I Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25-26 апр. 2024 г.) / редкол.: О. В. Рыбина [и др.]. Чебоксары: Среда. С. 58–62. https://phsreda.com/e-articles/10603/Action10603-111194.pdf (дата обращения: 21.02.2025).
Бутенко В. [и др.]. 2019. Массовая Уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты. [М.:] BCG. 58 с.
Глазунов Я. 2019. Математика влияния: почему россияне не руководят глобальными компаниями // Большие идеи. https://big-i.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/797540/ (дата обращения: 21.02.2025).
Горелова Е. 2017. Российские и зарубежные компании ценят в менеджерах совершенно разные качества. Результаты анализа компетенций 2 800 российских и западных управленцев // Ведомости. № 4258. https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/02/08/676620-rossiiskie-zarubezhnie-kompanii (дата обращения: 21.02.2025).
Кукуть А. 2023. CEO Microsoft назвал навык, который труднее всего развить. И он не связан с ИТ //Dev.by. https://devby.io/news/ceo-microsoft-nazval-navyk-kotoryi-slozhnee-vsego-razvit-i-on-ne-svyazan-s-it.... (дата обращения: 21.02.2025).
Региональный экспортный стандарт 2.0 // Российский экспортный центр. https://www.exportcenter.ru/company/region_standard/ (дата обращения: 19.02.2025).
Barney J. B. 1991. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of Management. Vol. 17. No. 1. Pp. 99–120.