Выпуск:
2025. Том 11. № 1 (41)Об авторах:
Кожевников Олег Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права, Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева, Екатеринбург, Россия; профессор кафедры конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия, jktu1976@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1371-7249Аннотация:
Местное самоуправление в Российской Федерации переживает очередной этап реформирования, обусловленный конституционными поправками 2020 г., в результате которых органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти включены в единую систему публичной власти. Подобное конституционное положение вносит существенные изменения в функциональную деятельность органов местного самоуправления, а также изменяет систему их взаимодействия с государственными органами. Вместе с тем качество взаимодействия между названными единицами единой системы публичной власти во много зависит от их вовлеченности в реализацию национальных целей развития Российской Федерации, которые определяются Президентом Российской Федерации, например, в Указе от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В статье авторами проведен анализ возможного участия органов местного самоуправления в достижении национальных целей, поставленных главой РФ, на основе которого выделяется некоторые проблемные аспекты перспективной правоприменительной практики. По итогам исследования делается вывод о том, что, несмотря на попытку федеральной власти сформировать прочную и долговременную конституционно-правовую базу построения единой системы публичной власти, до сих пор отсутствует должное отношение и понимание важной роли органов местного самоуправления в достижении показателей национальных целей развития, в частности решения вопросов, направленных на дальнейшее укрепление государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета России, увеличение численности населения страны и повышения уровня жизни граждан и т. д., что, несомненно, ставит вопрос о достижимости заявленных Президентом РФ целей максимально быстрым и эффективным способом.Ключевые слова:
Список литературы:
Гунина Т. Г. 2022. Переход на одноуровневую систему муниципальных образований: последствия для местного самоуправления // Oeconomia et Jus. № 2. С. 61–72.
Кожевников О. А. 2024. Местное самоуправление и единая система публичной власти: приглашение к дискуссии // Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина. № 3. С. 4–9.
Кожевников О. А., Матвеев Е. В. 2024. К вопросу о чрезвычайной важности качественного формирования текста нормативных актов на современном этапе развития федерального законотворчества // Вестник Уральского юридического института МВД России. № 3 (43). С. 46–50.
Козлова Н. В. 2024. Единая система публичной власти как конституционный механизм эффективного решения задач в интересах населения муниципальных образований: дис. … канд. юрид. наук. Новосибирск. 263 с.
Чаннов С. Е. 2023. Роль местного самоуправления в рамках концепта «Единая система публичной власти» // 30 лет Конституции Российской Федерации: конституционный диалог 5 лет спустя / [Е. А. Абаева, Д. М. Апкаев, Е. Н. Артамонова и др.; под общ. ред. В. С. Хижняк]; Саратовская государственная юридическая академия. Саратов: Изд-во Сарат. гос. юрид. акад. С. 173–179.