Мотивация (не)участия студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности: в поисках путей оптимизации молодежной науки в вузе

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2025. Том 11. № 1 (41)

Название: 
Мотивация (не)участия студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности: в поисках путей оптимизации молодежной науки в вузе


Для цитирования: Киенко Т. С., Небоженко А. В., Шляхтич А. В. 2025. Мотивация (не)участия студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности: в поисках путей оптимизации молодежной науки // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 11. № 1 (41). С. 36–54. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2025-11-1-36-54

Об авторах:

Киенко Татьяна Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий, заместитель директора Института философии и социально-политических наук ЮФУ по научной работе, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; tskienko@sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5558-2322

Небоженко Александр Владимирович, студент 1 курса магистратуры, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; anebozhenko@sfedu.ru, https://orcid.org/0009-0005-0695-6155

Шляхтич Алина Васильевна, студентка 1 курса магистратуры, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; shliakhtich@sfedu.ru, https://orcid.org/0009-0001-8735-7656

Аннотация:

В статье обсуждаются особенности и факторы мотивации участия и неучастия студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности. Эмпирической базой выступили материалы пилотного онлайн-опроса студентов одного из социально-гуманитарных подразделений Южного федерального университета (N = 192 чел.). На академическую карьеру нацелены студенты, которые имеют высокий познавательный интерес и стремление к саморазвитию, хотя мотивы достижений и признания также имеют вес. Желание общаться с интересными людьми и заводить полезные знакомства характерно для студентов, ориентированных на другие карьерные стратегии. Наибольшей популярностью обладают внутренние локальные научные мероприятия и студенческие социальные сети, а также масштабные научно-популярные форматы. Среди причин неучастия в научно-исследовательской работе отмечено отсутствие интереса к темам научных мероприятий, что актуализирует задачи большей практической ориентации студенческой науки на «жизненные» интересы и проблемы молодежи. Значительная часть опрошенных отметила страх перед сложностью науки и публичными выступлениями, особенно девушки. Одним из существенных факторов неучастия является отсутствие свободного времени, прежде всего у юношей, которые чаще девушек сочетают работу и учебу. В целях снижения рисков оттока студенческой молодежи в неакадемические сферы и закрепления в научной карьере видится целесообразным расширение возможностей гибкой занятости талантливой молодежи в вузах уже во время обучения в бакалавриате. Результаты исследования могут послужить основой для выявления неочевидных форм и инструментов стимулирования молодежной науки с опорой на внутренние ресурсы вузов и самой студенческой молодежи. В исследуемом вузе обнаружены ресурсы социальных сетей как инструментов научной коммуникации и мотивации к науке, а также дифференцированных подходов к организации систем научного обучения и мотивации, разработки «мужских» и «женских» форматов и мероприятий.

Список литературы:

Амбарова П. А., Шаброва Н. В. 2023. Институциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно-управленческие аспекты // Университетское управление: практика и анализ. Том 27. № 3. С. 5–16. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.019

Балер М. А. 2021. Молодые ученые: потенциал, проблемы, перспективы // Технологии гражданской безопасности. Том 18. № S. С. 171–184. https://doi.org/10.54234/
CST.19968493.2021.18.S.24.171

Ботатаева У. А., Оспанова Ж. А., Турысбекова Г. Ж. 2014. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая единого учебного и научно-инновационного процесса в вузе // Вестник КазНМУ. № 3 (2). https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sostavlyayuschaya-e... (дата обращения: 24.09.2024).

Волкова Г. Л. 2021. Выбор и реализация карьеры научно-технических кадров в России: мотивация и факторы успешности: дис. … канд. соц. н. М. 81 с.

Гохберг Л. М., Кузьминов Я. И. (ред.). 2021. Наука. Технологии. Инновации: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ. https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/
434006420.pdf (дата обращения: 24.02.2024).

Деточенко Л. С. 2022. Организация Форума волонтерства и добровольчества «ВОБЛАГО» в Южном федеральном университете как механизм формирования профессиональных компетенций и площадка диалога профессионального сообщества помогающей отрасли // Человек. Наука. Социум. № 4-2 (12). С. 140–155.

Дивеева Н. В., Айдаркин Е. К. 2013. Фестиваль науки как средство научной популяризации // Гуманитарные и социальные науки. № 1.С. 152–162.

Ильина И. Е., Фадеева И. М. 2023. Исследование роли наставничества в науке как фактора научно-технологического развития // Управление наукой и наукометрия. Том 18. № 4. С. 544–577. https://doi.org/10.33873/2686-6706.2023.18-4.544-577

Инглхарт Р., Карабчук Т. С., Моисеев С. П., Никитина М. В. 2013. Международные научно-исследовательские лаборатории в России: субъективная и объективная оценка результативности // Форсайт. Том 7. № 4. С. 44–59. https://foresight-journal.hse.ru/article/view/19448 (дата обращения: 24.01.2025).

Миронос А. А., Бедный Б. И., Рыбаков Н. В. 2017. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. Том 21. № 3 (109). С. 74–84.

Пахомов С. И., Петров М. П., Лобачевский Я. П., Козлов М. С., Логинова Е. А., Ильина И. Е. 2024. Результативность института аспирантуры в контексте комплексного регулирования процесса подготовки научно-педагогических кадров: современное состояние и необходимость новых подходов // Управление наукой и наукометрия. Том 19. № 2. С. 242–295. https://doi.org/10.33873/2686-6706.2024.19-2.242-295

Пупыкин Р. А. 2014. Специфика интеграции научно-экспертного сообщества (на примере Южно-российского политологического конвента) // Гуманитарий Юга России. № 4. С. 193–196.

Реутов Е. В., Колпина Л. В., Реутова М. Н., Шиянова Е. Н. 2012. Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности // Среднерусский вестник общественных наук. № 4 (1). С. 59–64.

Сидорова Н. В., Якубова А. А. 2023. Формирование компетенций участников студенческих научных объединений в системе «вуз — работодатель» на примере Иркутского национального исследовательского технического университета // Векторы благополучия: экономика и социум. № 4 (51). С. 114–126. https://doi.org/10.18799/26584956/
2023/4/1689

Тихонова О. Н. 2023. Мотивация построения научной карьеры у магистрантов // Человеческий капитал. № 6 (174). С. 294–300. https://doi.org/10.25629/HC.2023.06.35

Чертовских О. О. 2023. Научно-исследовательская работа студентов вуза как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста // Человеческий капитал. № 12 (1). С. 219–226. https://doi.org/10.25629/HC.2023.12.20

Шаброва Н. В., Амбарова П. А. 2023. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. Том 25. № 9. С. 171–196. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-171-196

Шматко Н., Волкова Г. 2017. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых // Форсайт. № 11 (2). С. 54–66.

Al-Busaidi I. S., Wells C. I., Wilkinson T. J. 2019. Publication in a medical student journal predicts short- and long-term academic success: a matched-cohort study // BMC Medical Education. Vol. 19. Pр. 1–7. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1704-x

Freeman K. E. 2021. Racial identity-rooted academic motivation of first-year African American students majoring in STEM at an HBCU // Frontiers in Psychology. Vol. 12. Pр. 1–12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.669407

Jensen E., Yordanova D., Denhard L., Zazzi K., Mejia J., Shar T., Iseman J., Hoeniges T., Mitchell M. 2022. Engaging undergraduate student-athletes in research and publication opportunities // The Sport Journal. https://thesportjournal.org/article/engaging-undergraduate-student-athletes-in-research-and-publicat... (дата обращения: 15.07.2024).

Merton R. K. 1968. The Matthew effect in science: The reward and communication systems of science are considered // Science. Vol. 159. No. 3810. Pр. 56–63. https://doi.org/10.1126/science.159.3810.56

Nasser R., Alkhateeb H. M. 2013. Students learning about research through the process of publishing academic papers in Qatar // Near and Middle Eastern Journal of Research in Education. Vol. 2013. No. 1. Pр. 1–16. https://doi.org/10.5339/nmejre.2013.1

Saville E., Jakobi J., Beaudoin A. S., Cherkowski S. 2022. Participation value of undergraduate students leading STEM outreach: evaluation of academic, personal, and professional effects // Advances in Physiology Education. Vol. 46. No. 1. Pр. 140–144. https://doi.org/10.1152/advan.00032.2021

Wilton A., Pananwala H. 2022. Publication in the Australian medical student journal is associated with future academic success: A matched-cohort study // BMC Medical Education. Vol. 22. Pр. 1–5. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03607-0