Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2025. Том 11. № 1 (41)

Название: 
Малый бизнес в московском мегаполисе (часть 2)


Для цитирования: Воронов В. В., Никонов В. А. 2025. Малый бизнес в московском мегаполисе (часть 2) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 11. № 1 (41). С. 6–19. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2025-11-1-6-19

Об авторах:

Воронов Виктор Васильевич, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия; voronov@isras.ru, https://orcid.org/0000-0002-1022-3692

Никонов Владимир Александрович, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Центр анализа и прогноза развития научно-технического комплекса, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Россия; nikon561@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-4401-5612

Аннотация:

Социально-экономические изменения в российском обществе диктуют необходимость изучения не только теоретических, но и практических проблем адаптации и активности малого бизнеса в интересах страны и ее регионов. Актуальность исследования объясняется необходимостью анализа особенностей развития малого бизнеса на примере московского мегаполиса, как лидера среди российских регионов в области малого бизнеса. Научная новизна исследования состоит в утверждении, что для качественных новых положительных изменений необходимы продолжительный период развития модального сознания основных участников малого бизнеса и благоприятная внешняя и внутренняя среда предпринимательства. Влияние различных факторов на процессы развития малого бизнеса обосновано с позиции неоинституциональной методологии, предполагающей усиление роли человеческого фактора как основного экономического ресурса. Эмпирической основой исследования выступили проведенные авторами социологические опросы (количественные и качественные) среди основных участников малого бизнеса в Москве за последние десять лет. В результате исследования референтных групп малого бизнеса (подтверждаемых результатами других социологических исследований) выявлено, что государственное регулирование и поддержка малого бизнеса нуждаются в значительных изменениях для повышения социальной ответственности всех его акторов. Управление социально-экономическими процессами развития малого бизнеса в Москве также нуждается в преобразованиях с позиции усиления социальной справедливости для деятельности индивидуальных предпринимателей, других экономически активных граждан.

Список литературы:

Авдеева Д. А. 2024. Вклад человеческого капитала в рост российской экономики // Экономический журнал Высшей школы экономики. Том 28. № 1. С. 9–43.

Вельцель К. 2018. Рождение свободы / пер. с англ. А. В. Лисовского; под ред. Э. Д. Понарина, О. А. Оберемко. М.: ВЦИОМ. 403 с.

Виленский А. В. 2012. Малый и средний бизнес в крупном мегаполисе. М.: Изд. дом Международ. ун-та в Москве. 488 с.

Виленский А. В. 2022. Воздействие малого и среднего предпринимательства на пространственное развитие России // Федерализм. Том 27. № 1 (105). С. 66–80. http://doi.org/10.21686/2073-1051-2022-1-66-80.

Воронов В. В. 2003а. Трансформация экономического сознания и экономической практики.Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. СПб. 241 с.

Воронов В. В. 2003б. Экономическое сознание и экономическая практика на рубеже XXI века. СПб.: НИИХ СПбГУ. 167 с.

Воронов В. В., Никонов В. А. 2024. Социальные возможности и барьеры малого бизнеса в столичном мегаполисе // Мониторинг правоприменения. № 3 (52). С. 81–90.

Мельников Р. М. 2022. Человеческий и социальный капитал как факторы предпринимательского успеха в российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. Том 21. № 7. С. 1240–1264.

Никонов В. А., Воронов В. В. 2022. Малый бизнес Москвы и изменения трудовых установок его участников // Власть. № 1. С. 177–185.

Чепуренко А. Ю. 2022. Российский малый бизнес в первой половине 2022 г.: между Сциллой и Харибдой // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 132–138. http://doi.org/10.31857/S013216250020723-8.

Шереги Ф. Э. 2024. Социология предпринимательства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 448 с.

Baker T., Welter F. 2018. Contextual entrepreneurship: an interdisciplinary perspective // Foundations and Trends in Entrepreneurship. Vol. 14. No. 4. Рр. 357–426. http://doi.org/
10.1561/0300000078.

Baker T., Welter F. 2020. Contextualizing Entrepreneurship Theory. 1st edition. New York; London: Routledge Taylor & Francis Group. 180 рр. https://doi.org/10.4324/9781351110631.

Brieger S. A., Terjesen S. A., Hechavarrfa D. M., Welzel C. 2019. Prosociality in Business: A Human Empowerment Framework // Journal of Business Ethics. Vol. 159. No. 2. Рр. 361–380. https://doi.org/10.1007/s10551-018-4045-5.

Nastina E., Almakaeva A. 2020. Values as determinants of social capital: regional perspective. Basic research program working papers series: sociology // WP BRP 95/SOC/2020. Рр. 1–31. https://doi.org/10.2139/ssrn.3702389.

Welter F. 2011. Contextualizing entrepreneurship — conceptual challenges and ways forward // Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 35. No. 1. Рр. 165–184.

Welzel C., Deutsch F. 2012. Emancipative Values and Non-Violent Protest: The Importance of ‘Ecological’ Effects // British Journal of Political Science. Vol. 42. No. 2. Pр. 465–479.