Выпуск:
2024. Том 10. № 4 (40)Об авторе:
Леоненко Наталья Терентьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры Сибирского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия; lnnk@yandex.ruАннотация:
Цель исследования — анализ ежегодных посланий главы государства Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства посредством контекстуального рассмотрения с точки зрения содержащихся в них ценностных представлений о смыслах исторического существования России, ее предназначении и цивилизационной сущности. Предпринята попытка выявить основные положения, составляющие концепт суверенной российской государственности, вычленить ее сущностные элементы, не претендуя на исчерпывающее теоретическое построение. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1994 по 2024 г. Теоретическое осмысление результатов, полученных в ходе проведенного исследования, позволяет сделать выводы об актуальности идеи государственного суверенитета, его понимании первыми лицами страны как безусловной ценности для России и неразрывной связи ее выживания и сохранения с консолидацией общества вокруг традиционных ценностей и нравственных ориентиров, выработанных государствообразующим народом в процессе своего исторического развития; о наметившейся тенденции переосмысления ряда мифологем либеральной демократии и конструировании новой парадигмы российской модели конституционного строя, синтезирующей элементы различных государственно-правовых режимов, что может свидетельствовать о переходе к национально-консервативному подходу, близкому к теории «государства-цивилизации».Ключевые слова:
Список литературы:
Авакьян С. А. 2005. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. № 8. С. 2–6.
Авакьян С. А. 2024. Российский конституционализм: размышления о юбилейных итогах и перспективах // Конституционное и муниципальное право. № 1. С. 2–12.
Аничкин Е. С. 2020. Конституционная модернизация России 2020 года: точечные поправки или ревизия Основного Закона? // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. № 2. С. 23–27.
Батурин Ю. М., Ильин А. Л., Кадацкий В. Ф.и др. 2001. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. М.: ВАГРИУС. 815 с.
Безруков А. В. 2006. Государственные реформы в системе механизмов формирования и прекращения полномочий органов власти субъектов РФ // Формула права. № 1. С. 46–49.
Боброва Н. А. 2021. Конституционная реформа — 2020 как решение проблемы «транзита власти» — 2024 // Конституционное и муниципальное право. № 2. С. 3–9.
Грачев Н. И. 2023. Эволюция российской Конституции и государство-цивилизация как концептуальная парадигма нового Основного Закона России // LegalConcept = Правовая парадигма. Том 22. № 4. С. 51–64.
Грудцына Л. Ю. 2004. К вопросу об отмене всенародных выборов губернаторов // Законодательство и экономика. № 11. С. 24–28.
Золотухина Т. А. 2005. Роль федерального Центра России в изменении правового статуса регионального нормотворчества // Право иполитика. № 3. С. 43–47.
Ишеков К. 2009. О конституционно-правовой и политической ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Власть. № 12. С. 85–88.
Керимов А. Д., Куксин И. Н. 2017. Сильное государство как определяющий фактор общественного прогресса: монография. М.: Норма: Инфра-М. 96 с.
Клеандров М. И. 2022. О неизбежности разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации и что в ней должно быть // Государство и право. № 1. С. 7–18 (начало); № 3. С. 7–18 (окончание).
Кокошин А. А., Барсенков А. С., Нарышкина О. М., Саворская Е. В. 2019. Реальный суверенитет в современной системе мировой политики: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ.88 с.
Комарова В. В. 2020. Конституционная реформа 2020 г. в России (некоторые аспекты) // Актуальные проблемы российского права. Том 15. № 8. С. 22–31.
Кондрашев А. 2010. Эволюция российского федерализма в ходе законодательных новаций 2000–2008 годов: доктринальный анализ и перспективы развития // Сравнительное Конституционное Обозрение. № 4. С. 16–35.
Оппенгейм Л. 1948. Международное право / пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом ; под ред. и с предисл. С. Б. Крылова. М.: Юридическая литература. Том 1. Мир. Полутом 1. 407 c.
Пабст А. 2010. «Третий путь» Дмитрия Медведева. Модернизация России и реформа мирового управления // Россия в глобальной политике. Том 8. № 5. С. 23–34.
Пастухова Н. Б. 2010. Суверенитет и федеративная организация российского государства в условиях глобализации: конституционно-правовые аспекты: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02. М. 45 с.
Попова О. В. 2009. Особенности послания Президента Федеральному Собранию — 2008 // Политэкс. Том 5. № 3. С. 221–229.
Рожнева С. С. 2019. Образ России в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию (1994–2019 гг.) // Государственная власть и местное самоуправление. № 12. С. 22–26.
Сальников В. П., Прокофьев К. Г., Чайка В. Н. 2024. Мораль и суверенитет государства: ценностные и социальные аспекты // Теория государства и права. № 2-1. С. 205–218.
Тренин Д. 2013. Четвертый вектор Владимира Путина. Внешняя политика России — что изменилось? // Россия в глобальной политике. Том 11. Специальный выпуск. С. 71–82.
Умнова И. А. 2012. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности // Сравнительное Конституционное Обозрение. № 2. С. 48–54.
Черепанов В. А. 2020. О необходимости и целесообразности конституционных изменений // Российская юстиция. № 8. С. 35–38.
Эбзеев Б. С. 2020. Актуализация Конституции России: собирательный образ поправок Президента В. В. Путина и новые смыслы Основного Закона // Государство и право. № 4. С. 7–24.