Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2024. Том 10. № 4 (40)

Название: 
Россия на пути к углеродной нейтральности: формирование правовых рамок


Для цитирования: Данилова Н. В. 2024. Россия на пути к углеродной нейтральности: формирование правовых рамок // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 10. № 4 (40). С. 110–130. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-4-110-130

Об авторе:

Данилова Наталья Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, Институт государства и права, Тюменский карбоновый полигон (FEWZ-2024-0016), Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; n.v.danilova@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0002-6037-9468

Аннотация:

Принципиальные договоренности мирового сообщества по охране климата закреплены в Рамочной конвенции ООН по изменению климата 1992 г. и принятых в ее развитие протоколах и соглашениях. Россия, будучи участником международных климатических соглашений, определила свой национальный вклад к 2030 г. как снижение до 70% выбросов от уровня 1990 г. Цель достижения углеродной нейтральности к 2060 г. официально зафиксирована в Климатической доктрине РФ 2023 г. В настоящий период происходит активное формирование национального климатического законодательства. Целью настоящего исследования является оценка состояния развития климатического законодательства Российской Федерации на современном этапе, выделение ключевых правовых институтов, необходимых и достаточных для достижения указанной выше цели, определение факторов, влияющих на конфигурацию новой отрасли законодательства. Проведенный в работе анализ имеющихся норм российского климатического законодательства, их сопоставление с международно-правовыми требованиями позволяет увидеть, что правовые рамки деятельности по охране климата в России созданы. Подготовлены условия для реализации климатических проектов, в рамках Сахалинского эксперимента отрабатывается административная система квотирования, запущена торговля квотами на выбросы парниковых газов. Вместе с тем ряд важнейших вопросов пока остался вне правового регулирования. Так, не определены целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики, не проработан порядок квотирования выбросов парниковых газов для отдельных организаций-эмитентов. Перспективным направлением развития российского климатического законодательства является регулирование деятельности по адаптации к изменениям климата. К настоящему моменту органы государственной власти разработали и приняли федеральные и отраслевые планы адаптации к изменениям климата, однако правовое регулирование деятельности по их реализации отсутствует.

Список литературы:

Васильева Г. М. 2019. Киотский протокол в глобальном историческом контексте // Вестник Томского государственного университета. № 439. С. 120–127.

Гарафова Д. И. 2018. Новеллы Парижского соглашения по климату 2015 г.: анализ механизмов осуществления // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. № 3. С. 24–32.

Гершинкова Д. А., Матненко А. С. 2023. Методы и формы административно-правового регулирования выбросов парниковых газов // Экологическое право. № 6. С. 6–9.

Кокорин А. О. 2017. Изменения климата как основа Парижского соглашения // Энергетическая политика. № 4. С. 37–47.

Кокорин А. О., Липка О. Н., Суляндзига Р. В. 2015. Изменение климата. Глоссарий терминов, используемых в работе РКИК ООН. WWF России*. М. 95 с.

Леонова И. И. 2022. Становление и развитие правового регулирования охраны климата в России // Экологическое право. № 3. С. 17–21.

Леонова И. И. 2024. Правовое регулирование реализации климатических проектов в России // Журнал российского права. № 3. С. 156–170.

Макаров И. А., Степанов И. А. 2018. Парижское соглашение по климату: влияние на мировую энергетику и вызовы для России // Актуальные проблемы Европы. № 1. С. 77–97.

Пёртнер Х.-О., Робертс Д. К., Тиньор М., Полочанска Э. С., Минтенбек К., Алегрия А., Крейг М., Лангсдорф С., Лёшке С., Мёллер В., Окем А., Рама Б. (ред.). 2023. Изменение климата 2022: последствия, адаптация и уязвимость. Вклад Рабочей группы II в шестой оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Кембридж: Изд-во Кембриджского ун-та. 3056 с. https://doi.org/10.1017/9781009325844 (дата обращения: 17.05.2024).

Пискулова Н. 2021. «Зеленая сделка»: риски и возможности для ЕС и России // Эксперт. 21 апреля. https://expert.ru/2021/04/14/zelenaya-sdelka-riski-i-vozmozhnosti-dlya-yes-i-rossii/ (дата обращения: 01.12.2024).

Сидорович В. 2021. Декарбонизация нефтегазовой отрасли третьей категории // RenEn: оф. сайт. 21 марта. https://renen.ru/dekarbonizatsiya-neftegazovoj-otrasli-tretej-kategorii/ (дата обращения: 01.12.2024).

Юлкин М. А., Дьячков В. А., Самородов А. В., Кокорин А. О. 2013. Добровольные системы и стандарты снижения выбросов парниковых газов. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF)*. 100 с.

Ashe T., Poberezhskaya M. 2022. Russian climate scepticism: an understudied case // Climatic Change. Vol. 172. Аrticle 41. https://doi.org/10.1007/s10584-022-03390-3 (дата обращения: 16.06.2024).

Boyd W. 2021. The poverty of theory: public problems, instrument choice, and the climate emergency // Columbia Journal of Environmental Law. Nо. 46. Рр. 399–487.

Carlson A. E. 2012. Designing effective climate policy: cap-and-trade and complementary policies // Harvard Journal on Legislation. Vol. 49. Nо. 2. Рр. 207–248.

Cho S. J. 2014. Legal and policy implications on the post-Kyoto Protocol system: a Korean lawyer’s viewpoint // Journal of East Asia and International Law. Vol. 7. Nо. 2. Рр. 477–491.

Das K., Asselt H., Droege S., Mehling М. 2019. Making the International Trade System work for Paris Agreement: assessing the options // Environmental Law Reporter. Nо. 49. Рр. 10553–10580.

Fischer C., Newell R. G. 2008. Environmental and technology policies for climate mitigation // Journal of Environmental Economics and Management. Nо. 55 (2). Рр. 62–142.

Hourcade J. C., Shukla С. R., Cassen C. 2015. Climate policy architecture for the Cancun paradigm shift: building on the lessons from history // International Environmental Agreements-Politics Law and Economics. Vol. 15. Nо. 4. Рр. 353–367.

Lancos С. L. 2010. Flexibility and legitimacy — the Emissions Trading System under the Kyoto Protocol // Exercise of Public Authority by International Institutions: Advancing International Institutional Law / A. Von Bogdandy (ed.). Рр. 271–299.

McGee J., Steffek J. 2016. The Copenhagen Turn in global climate governance and the contentious history of differentiation in international law // Journal of Environmental Law. Vol. 28. Nо. 1. Рр. 37–63.

Mehling M. A. 2019. Governing cooperative approaches under the Paris Agreement // Ecology Law Quarterly. Nо. 46. Рр. 765–827.

Mejean A., Lecocq F., Mulugetta Y. 2015. Equity, burden sharing and development pathways: reframing international climate negotiations // International Environmental Agreements-Politics Law and Economics. Vol. 15. Nо. 4. Рр. 387–402.

Skjaerseth J. B., Wettestad J. 2008. Implementing EU emissions trading: success or failure? // International Environmental Agreements-Politics Law and Economics. Vol. 8. Nо. 3. Рр. 275–290.

Winter G. 2010. The climate is no commodity: taking stock of the Emissions Trading System // Journal of Environmental Law. Vol. 22. Nо. 1. Рр. 1–25.

Yeh J.-R., Lin Ch.-Y. 2018. The Paris Agreement and the Transformation of Global Climate Law: Taiwan’s Perspective // National Taiwan University Law Review. Nо. 13. Рр. 149–182.

*Признан иностранным агентом.