Выпуск:
2024. Том 10. № 4 (40)Об авторах:
Захарова Ольга Владимировна, кандидат философских наук, руководитель проектного офиса Green Solutions Lab, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Тюменский карбоновый полигон (FEWZ-2024-0016), Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; o.v.zakharova@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0002-1404-4915Аннотация:
Работа посвящена решению задачи автоматизированного поиска пользователей социальных сетей, заинтересованных в участии в экологических практиках, масштабирование которых представляет социально важную задачу. В рамках исследования предполагается, что заинтересованные в участии в экологических практиках пользователи состоят в сообществах экологической тематики в социальных сетях. В статье предлагается типология пользователей социальных сетей с точки зрения их активности в экологических сообществах. Сбор данных осуществлялся в социальной сети ВКонтакте. Для прогнозирования степени заинтересованности пользователя в участии в экологических практиках использовался тематический вектор его подписок. На собранном наборе данных была оценена эффективность базового набора алгоритмов классификации, включающего в себя линейные, вероятностные, метрические, логические и ансамблевые классификаторы. В качестве входных данных для классификаторов использовались тематические векторы подписок пользователей, в качестве выходных — метки категорий пользователей с точки зрения их активности в экологических сообществах. Полученные результаты показывают, что интерес пользователя к экологическим практикам может быть спрогнозирован на основе тематики его подписок. В дальнейшей работе для решения данной задачи могут быть использованы более сложные наборы признаков.Ключевые слова:
Список литературы:
Ахтырский А. А. 2022. Объективизация развития экологической культуры в России: социологический анализ // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. № 1. С. 16–24.
Батанина И. А., Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Парма Р. В. 2021. Экологическая повестка в российском сегменте социальных медиа: результаты анализа больших данных // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. № 2. С. 409–428.
Волков В. В., Хархордин О. В. 2008. Теория практик. СПб.: ЕУ в СПб. 297 с.
Вычегжанин С. В., Котельников Е. В. 2020. Распознавание точки зрения автора текста на основе ансамблей методов отбора признаков и методов классификации // Cloud of Science. Том 7. № 1. С. 114–134.
Глазкова А. В., Захарова О. В., Захаров А. В., Москвина Н. Н., Еникеев Т. Р., Ходырев А. Н., Боровинский В. К., Пупышева И. Н. 2022. Поиск упоминаний экологических практик в социальных сетях с помощью методов классификации текстов // Моделирование и анализ информационных систем. Том 29. № 4. С. 316–332.
Гнедаш А. А. 2022. Четвертая волна феминизма: политический дискурс и лидеры мнений в социальной сети Твиттер // Вестник РУДН. Серия: Политология. Том 24. № 1. С. 64–89.
Грабовская Е. О. 2019. Коммуникативные стратегии при управлении имиджем организации в социальных медиа на примере экологического движения «РазДельный сбор» // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. С. 67–70.
Губанов Д. А., Чхартишвили A. Г. 2016. Влиятельность пользователей и метапользователей социальной сети // Control Sciences. № 6. С. 12–17.
Захарова В. А. 2022. Экологические практики молодежи в сфере потребления: аспекты актуализации проблемы // Caucasian Science Bridge. Том 5. № 4 (18). С. 120–125.
Захарова О. В., Паюсова Т. И., Ахмедова И. Д., Суворова Л. Г. 2021. Зеленые практики: подходы к изучению // Социологические исследования. № 4. С. 25–36.
Каминская Т. Л., Помигуев И. А., Назарова Н. А. 2019. Экологический активизм в цифровой среде как инструмент влияния на государственные решения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Том 153. № 5. С. 382–407.
Кметь Е. Б. 2015. Выделение поведенческих категорий пользователей социальных сетей как основа разработки контентной стратегии // Практический маркетинг. № 7 (221). С. 9–15.
Кутянин А. Р. 2017. Рекомендательные системы: обзор основных постановок и результатов // Интеллектуальные системы. Теория и приложения. Том 21. № 4. С. 18–30.
Лебедева Д. Р. 2021. Человек экологический: повседневные практики заботы об окружающей среде как атрибут современного субъекта в представлениях молодых москвичей // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 24. № 2. С. 110–143.
Низомутдинов Б. А., Видясова Л. А. 2021. Применение автоматизированного сбора информации из сообществ социальных сетей для выявления активных пользователей // International Journal of Open Information Technologies. Том 9. № 12. С. 15–20.
Пастухов Р. К., Дробышевский М. Д., Турдаков Д. Ю. 2022. Определение влиятельных пользователей социальной сети по двудольному графу комментариев // Труды Института системного программирования РАН (Труды ИСП РАН). Том 34. № 5. С. 127–142.
Пупкова Ю. В., Грабовская Е. О. 2019. Эколого-просветительский потенциал социальных медиа (на примере онлайн-коммуникаций ассоциации «РазДельный сбор») // Информация и образование: границы коммуникаций. № 11. С. 156–158.
Сорвина А.Р. 2019. Своеобразие функционирования концептов в экологическом дискурсе (на материале текстов сайта «BELLONA.RU») // Форум молодых ученых. Том 34. № 6. С. 1076–1079.
Халилов Д. 2017. Маркетинг в социальных сетях. М.: Манн, Иванов и Фербер. 240 с.
Черемисова И. В. 2016. Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. Том 16. № 2. С. 74–80.
Яницкий О. Н. 2010. Экологическое движение как сетевой социально-политический актор // Политическая наука. № 2. С. 109–131.
Anibaldi R., Rundle-Thiele S., Roemer C. 2021. Theoretical Underpinnings in Research Investigating Barriers for Implementing Environmentally Sustainable Farming Practices: Insights from a Systematic Literature Review // Land. Том 10. № 4. С. 1–24.
Constantinides E. 2014. Foundations of social media marketing // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Том 148. С. 40–57.
Giddens A. 1979. Central Problems in Social Theory — Action, Structure and Contradiction in Social Analysis. Berkeley; Los Angeles: University of California Press. 294 с.
Giddens A. 1984. The Constitution of Society. Berkeley, Los Angeles, University of California Press. 402 с.
Gubanov D. A. 2022. Methods for analysis of information influence in active network structures // Automation and Remote Control. Том 83. № 5. С. 743–754.
House J. 2019. Modes of Eating and Phased Routinisation: Insect-Based Food Practices in the Netherlands // Sociology. Том. 53. № 3. С. 451–467 https://doi.org/10.1177/0038038518797498
Hui A., Schatzki T., Shove E. 2017. The Nexus of Practices: Connections, constellations, practitioners. UK: Routledge. 236 с.
Kozitsin I. V. 2023. Opinion dynamics of online social network users: a micro-level analysis // The Journal of Mathematical Sociology. Том 47. № 1. С. 1–41.
Lemaitre G., Nogueira F., Aridas C. K. 2017. Imbalanced-learn: A Python toolbox to tackle the curse of imbalanced datasets in machine learning // Journal of machine learning research. Том 18. № 17. С. 1–5.
Nash N., Whitmarsh L., Capstick S., Hargreaves T., Poortinga W., Thomas G., Sautkina E., Xenias D. 2017. Climate-relevant behavioral spillover and the potential contribution of social practice theory // Wiley Interdisciplinary Reviews: Climate Change. Том 8. № 6. С. 1–32.
Pedregosa F., Varoquaux G., Gramfort A., Michel V., Thirion B., Grisel O., Blondel M., Prettenhofer P., Weiss R., Dubourg V., Vanderplas J., Passos A., Cournareau D., Brucher M., Perrot M., Duchesnay É. 2011. Scikit-learn: Machine learning in Python // The Journal of Machine Learning Research. № 12. С. 2825–2830.
Shove E., Pantzar M., Watson M. 2012. The Dynamics of Social Practice: Everyday Life and How it Changes. United States: SAGE Publications Ltd. 208 с.
Spaargaren G. 2011. Theories of practices: agency, technology, and culture: exploring the relevance of practice theories for the governance of sustainable consumption practices in the new world-order // Global Environmental Change. Том 21. № 3. С 813–822.
Zakharova O. V., Glazkova A. V., Pupysheva I. N., Kuznetsova N. V. 2022. The Importance of Green Practices to Reduce Consumption // Changing Societies & Personalities. Том 6. № 4. С. 884–905.
Zakharova O. V., Pupysheva I. N., Payusova T. Y., Zakharov A. V., Sulkarnaeva L. D. 2021. Green Values in Crowdfunding Projects // Glocalism. № 1. С. 6.