Методология изучения вузовских образовательных общностей как основа концепции взаимодействия в университетском научном пространстве

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2024. Том 10. № 4 (40)

Название: 
Методология изучения вузовских образовательных общностей как основа концепции взаимодействия в университетском научном пространстве


Для цитирования: Нархов Д. Ю. 2024. Методология изучения вузовских образовательных общностей как основа концепции взаимодействия в университетском научном пространстве // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 10. № 4 (40). С. 53–76. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-4-53-76

Об авторе:

Нархов Дмитрий Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент, кафедра организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия; d_narkhov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0104-7324

Аннотация:

Неоднозначность процесса и результатов реформирования российской и университетской науки, наличие множества несоответствий, неравенств и противоречий в этой сфере и необходимость выведения научно-исследовательской деятельности на качественно новый уровень актуализируют потребность изучения вузовских образовательных общностей и отношений между ними. Выдвигается гипотеза о недостаточной готовности университетской науки и ее основных акторов — научно-педагогических работников (НПР), студентов и административно-управленческих работников (АУР) к реализации функций обеспечения ключевых задач устойчивого развития социума. В качестве инструмента преодоления противоречий между ними и нового способа организации взаимодействия вузовских образовательных общностей предлагается организация университетского научного пространства в виде научной экосистемы. Цель статьи — определить методологические подходы изучения вузовских образовательных общностей и взаимодействия между ними в университетском научном пространстве. Впервые в качестве доминирующих методологических подходов предлагается использовать в комплексе общностный, ресурсный и типологический подходы. Даются их определения, приводятся характеристики исходных теорий, предлагаются принципы и правила изучения общностей НПР, студенчества и АУР и их взаимодействия в рамках названных подходов. Делается вывод о возможности их использования в качестве основы методологической программы исследования вузовских образовательных общностей и их взаимодействия как особого ресурса развития науки в высшем образовании области (региона) и федерального округа (макрорегиона).

Список литературы:

Амбарова П. А., Шаброва Н. В. 2023. Представления студентов о научном наставнике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Том 16. Вып. 4. С. 391–408. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.403

Амбарова П. А., Шаброва Н. В., Кеммет Е. В., Михайлова А. Н. 2023. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. Том 32. № 7. С. 96–116. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116

Асмолов А. Г. 2024. Человек как субъект полимотивации. Рец. на кн.: Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / под науч. ред. Л. Н. Овчаровой, В. А. Аникина, П. С. Сорокина. М.: ВЦИОМ, 2023 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2. С. 277–286. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.2.2598

Бабинцев В. П. 2017. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. № 7. С. 26–35.

Бабич Н. С. 2012. Функции типологического метода в социологии // Теория и практика общественного развития. № 11. С. 84–89.

Бурдьё П. 2002. Формы капитала // Экономическая социология. Том 3. № 5. С. 60–74. https://ecsoc.hse.ru/2002-3-5/26593677.html (дата обращения: 15.11.2024).

Гидденс Э. 2003. Устроение общества: Очерк теории структурации / пер. И. Тюриной. М.: Акад. проект. 525 с.

Глебов Г. Е., Лапыгин Ю. Н. 2023. Образовательная экосистема аспирантуры // Муниципалитет: экономика и управление. № 4 (45). С. 22–32.

Ефимов В. С. (ред.). 2020. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты: аналитический доклад. Красноярск: Сиб. федер. ун-т. 130 с.

Ефимова Г. З. 2021. Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. Том 25. № 3. С. 56–69. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.027

Ефимова Г. З., Латышев А. С. 2023. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования (Educational Studies Moscow). № 1. С. 72–108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-72-108

Заславская Т. И., Рывкина Р. В. 1991. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 448 с.

Зборовский Г. Е. 2009. Теория социальной общности: монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет. 304 с.

Зборовский Г. Е. 2010. Теоретические основания изучения социальной общности // Социологические исследования. № 4. С. 3–12.

Зборовский Г. Е. 2023а. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург: Гуманитарный университет. 749 с.

Зборовский Г. Е. 2023б. От типологии вузов к типологии в вузах // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 5 (86). С. 9–20. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.86.5.001

Зборовский Г. Е. 2024а. Есть ли у социальной общности биография? // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Том 30. № 2. С. 151–163. https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.2.035

Зборовский Г. Е. 2024б. Типология научно-педагогических работников: социологический подход // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 27. № 1. С. 162–191. https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.8

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. 2022. Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. № 9. С. 60–71. https://doi.org/10.31857/S013216250020845-2

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С. [и др.] 2017. Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе / под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет. 400 с.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Кеммет Е. В. 2023. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования // Высшее образование в России. Том 32. № 5. С. 71–88. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88

Карпов А. О. 2017. Университет 3.0 — социальные миссии и реальность // Социологические исследования. № 9 (400). С. 114–124. https://doi.org/10.7868/S0132162517060137

Карроль (Добрякова) М. С. 1999. Исследования локальных сообществ в социологической традиции // Социологические исследования. № 7. С. 125–133.

Каташинских В. С. 2017. Специфика типологии вузов в индустриальном макрорегионе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 3 (48). С. 24–32.

Кораблева Г. Б. 2012. Социология профессий. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 176 с.

Коулман Дж. 2001. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. № 3. С. 122–139.

Курбатова М. В., Каган Е. С. 2016. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). Том 8. № 3. С. 116–136. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136

Лисовский В. Т. 2005. О молодежи и молодежной политике. В 2 т. / под общ. ред. А. А. Козлова. Том 1. СПб.: Химиздат. 312 с.

Назарова И. В. 2006. Типология преподавателей высшей школы // Социологические исследования. № 11. С. 115–125.

Нархов Д. Ю. 2024а. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. Том 33. № 2. С. 9–30. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30

Нархов Д. Ю. 2024б. Вузовские образовательные общности: теоретический каркас исследования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 2 (89). С. 86–96. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.004

Озерина А. А., Ульянина О. А. 2023. Особенности социокультурной идентичности современного студента // Образование и наука. Том 25. № 2. С. 164–190. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-164-190

Панова А. А. 2015. Административный штат в современных вузах: анализ международного опыта // Университетское управление: практика и анализ. № 6 (100). С. 129–140.

Радаев В. В. 2008. Экономическая социология. 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 608 с.

Резник С. Д., Сазыкина О. А. 2020. Проректоры российского университета: социологический портрет и структурные изменения // Университетское управление: практика и анализ. Том 24. № 1. С. 119–132.

Семенов М. Ю., Кичерова М. Н., Трифонова И. С. 2024. Экосистема образования взрослых: конструирование терминологического поля и междисциплинарного тезауруса // Образование и наука. Том 26. № 3. С. 12–39. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-12-39

Татарова Г. Г., Бессокирная Г. П. 2011. Типологический анализ для реконструкции социальных типов работников (концептуальное и эмпирическое обоснование) // Социологические исследования. № 7. С. 3–15.

Теннис Ф. 2002. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис; пер. с нем. Д. В. Скляднева. М.: Фонд Университет; СПб.: Владимир Даль. 451 с.

Тихонова Н. Е. 2006. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Социологические исследования. № 9. С. 28–40.

Тихонова Н. Е., Латов Ю. В., Латова Н. В. [и др.] 2023. Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы / отв. ред. Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов. М.: ФНИСЦ РАН. 488 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-420-8.2023

Фурсова В. В., Ханнанова Д. Х. 2013. Социальное неравенство в системе образования: российские и зарубежные теории и исследования. М.: Директ-Медиа. 261 с.

Шереги Ф. Э. 2015. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф. С. 12–36.

Ядов В. А. 1972. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука. 240 с.

Bell C., Newby H. 1974. Sociology of Community: A Selection of Readings / Foreword by N. Elias. London: Cass. 355 рp.

David P. A. 2002. Ch. 7: Path dependence, its critics, and the quest for “historical economics” // The Evolution of Economic Institutions / G. M. Hodgson (Ed.). Edward Elgar Publishing. 324 рp. https://doi.org/10.4337/9781847207036.00016

Doty D. H., Glick W. H. 1994. Typologies as a unique form of theory building: towards improved understanding and modeling // Academy of Management Review. No. 2. Pр. 230−251.

Grusky D. B. 2001. The past, present, and future of social inequality // Social Stratification. Class, Raсe, and Gender in Sociological Perspective / Ed. by D. B. Grusky. Boudler, Colo.: Westview Press. Pр. 3–39.

Jumpakate T., Wilang J. D. 2021. Exploring the reflective typology of novice EFL teachers in a Thai university // International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). Vol. 10. No. 2. Pp. 668–675. https://doi.org/10.11591/ijere.v10i2.21122

Lyotard J. 1984. The postmodern condition: A report on Knowledge. Manchester: Manchester University Press. 134 рp.

Narkhov D. Yu., Narkhova E. N., Vishnevsky Yu. R. 2018. Resource potential of the community of faculty members in the modernization of the Russian higher education // 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAd’18) June 20–22. Pp. 707–715.

Pfeffer J., Salancik G. R. 1978. The external control of organizations: A resource dependence perspective. New York etc.: Harper & Row. 300 рp.