Выпуск:
2024. Том 10. № 3 (39)Об авторах:
Лазутина Дарья Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, директор Финансово-экономического института, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; d.v.lazutina@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0002-2423-961XАннотация:
Недавние мировые финансовые кризисы подчеркнули важность исследований в области финансовой грамотности. Различные исследовательские проекты указали на то, что гражданам в целом не хватает базовых финансовых знаний. Постоянно меняющийся экономический климат, тенденции в секторе обработки финансовых данных, ускорение внедрения инновационных продуктов оказывают значительное давление на процесс принятия повседневных решений в домашнем хозяйстве. Финансовое образование значительно влияет на финансовое поведение и финансовую грамотность. Обзор международных и национальных исследований показывает, что повышение финансовой грамотности населения, особенно молодежи, является приоритетом как в России, так и за рубежом. Авторы статьи исследуют контекст финансовой грамотности и национальные стратегии в России и зарубежных странах. В статье используется контент-анализ научной литературы, национальных стратегий финансовой грамотности и связанной с ними политической литературы в разных странах. В работе определяется эффективность финансового образования и, основываясь на полученных результатах, утверждается необходимость новых социологических исследований, чтобы выяснить, как происходит формирование финансово-экономических навыков граждан, какие агенты и каналы социализации в большей степени влияют на успех экономической социализации. Существующий в России и за рубежом взгляд на финансовую грамотность даст возможность применять новые концепции в финансовом образовании.Ключевые слова:
Список литературы:
Апрыщенко В. Ю., Кирюхов П. Э., Григорьев Е. А., Денисова Г. С., Бровчак С. В., Шандулин Е. В., Кидяев И. А., Кокорев Р. А., Паранич А. В., Абросимова Е. А., Бодунген А. Ю. 2020. Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования: уч. пос. для студентов вузов педагогических направлений подготовки. 5-я ред. М.; Ростов-на-Дону: [Б. и.]. 823 с. https://app-dev.xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/storage/22302/uchebnoe-posobie-322-5redaktsiya.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
Гордячкова О. В., Калаврий Т. Ю. 2021. Личные финансы и финансовая безопасность. Учебное пособие. М.: Мир науки. https://izd-mn.com/PDF/48MNNPU21.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
Зазулин А. 2021. Банкротства в Германии и России: сравниваем количество в статике и динамике // Закон.ру: оф. сайт. https://zakon.ru/blog/2021/9/25/bankrotstva_v_germanii_i_rossii_sravnivaem_kolichestvo_v_statike_i_d... (дата обращения: 11.03.2023).
Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В. 2018. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. М.: ВАКО. 80 с. https://app-dev.xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/storage/22952/978-5-408-04088-9-metodiceskie-rekomendaci... (дата обращения: 11.03.2023).
Милославский В. Г., Герасимов В. С., Транова В. А., Герасимова О. С., Хейлык И. А. 2016. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. № 4 (108). С. 452–456.
Поздеева Е. 2022. Долговые обязательства. Почему россияне стали брать больше кредитов // Финам: оф. сайт. https://www.finam.ru/publications/item/dolgovye-obyazatelstva-pochemu-rossiyane-stali-brat-bolshe-kr... (дата обращения: 11.03.2023).
Семеко Г. В. 2019. Финансовая грамотность в России: проблемы и пути их решения // Экономические и социальные проблемы России. № 1. С. 70–97. https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-v-rossii-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 11.03.2023).
Столярова А. А., Шахназарян Г. Э. 2010. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Финансы и кредит. № 34 (418). С. 72–78. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mirovoy-praktiki-razvitiya-finansovogo-obrazovaniya-i-povys... (дата обращения: 11.03.2023).
Трескова К. 2023. Финансовая безграмотность // Бробанк: оф. сайт. https://brobank.ru/finansovaya-bezgramotnost/ (дата обращения: 11.03.2023).
Фурсова И. 2022. Уровень закредитованности граждан вырос до 55%. В чем причина и как справиться с неподъемным грузом долгов // Российская газета: оф. сайт. https://rg.ru/2022/11/28/zajmy-poiut-romansy.html (дата обращения: 11.03.2023).
Швецова И. Н., Бадокина Е. А., Бочкова С. В. и др. 2020. Основы финансовой грамотности: уч. пособие / под общ. ред. И. Н. Швецовой; Сыктыв. гос. ун-т им. Питирима Сорокина. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина. 115 с. https://territory.syktsu.ru/finansovaya-gramotnost/Уч пос_Основы финансовой грамотности.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
Almenberg J., Säve-Söderbergh J. 2011. Financial literacy and retirement planning in Sweden // Journal of Pension Economics & Finance. Vol. 10. Iss. 4. Рp. 585–598. https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-pension-economics-and-finance/article/abs/financi... (дата обращения: 11.03.2023).
Bager G. 2008. A tudásalapú gazdaság és társadalom. Budapest: Állami Számvevőszék Fejlesztési és Módszertani Intézet. https://www.mkksz.org.hu/html/main/alkossunk/vitainspirator0208/05-asz.pdf (дата обращения 11.03.2023).
Bucher-Koenen T., Lamla-Dietrich B. 2018. The long shadow of socialism: Puzzling evidence on East-West German differences in financial literacy // Economic Notes. No. 47 (2–3). Рp. 413–438. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ecno.12108 (дата обращения: 11.03.2023).
Chikan A. 1998. A gazdasági kultúra nem ismeretek rendszere, hanem szemléletmód // Új Pedagógiai Szemle. Július–augusztus. https://epa.oszk.hu/00000/00035/00018/1998-07-gk-Chikan-Gazdasagi.html (дата обращения: 11.03.2023).
Frühauf F., Retzmann T. 2016. Financial literacy in Germany // International Handbook of Financial Literacy / C. Aprea, E. Wuttke, K. Breuer, N. K. Koh, P. Davies, B. Greimel-Fuhrmann, S. J. Lopus (еds.). Springer Science + Business Media. Рp. 263–276. https://www.researchgate.net/publication/311557173_International_Handbook_of_Financial_Literacy (дата обращения: 11.03.2023).
Grinstein-Weiss M., Spader J., Taylor Y., Freeze E. B. 2011. Parental transfer of financial knowledge and later credit outcomes among low- and moderate-income homeowners // Children and Youth Services Review. No. 33. Рp. 78–85. https://ideas.repec.org/a/eee/cysrev/v33y2011i1p78-85.html (дата обращения: 11.03.2023).
Imaeva G. 2018. Financial Literacy Rating of Russian Regions // NAFI. https://nafi.ru/en/projects/finansy/reyting-finansovoy-gramotnosti-regionov-rossii-2018/ (дата обращения: 11.03.2023).
Jonassen D. H. 2004. Learning to Solve Problems: An Instructional Design Guide. San Francisco, CA: Preifer/Jossey-Bass.
Jonassen D. H. 2007. What makes scientific problems difficult? // D. H. Jonassen (ed.). Learning to Solve Complex Scientific Problems. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates. Рp. 3–23. https://www.taylorfrancis.com/books/edit/10.4324/9781315091938/learning-solve-complex-scientific-pro... (дата обращения: 11.03.2023).
Kasman M., Heuberger B., Hammond R. A. 2018. A Review of Large-Scale Youth Financial Literacy Education Policies and Programs. 75 рр. https://www.brookings.edu/wp-contentuploads/2018/10/ES_20181001_Financial-Literacy-Review.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
Koh N. K., Lee Ch. B. 2010. Because My Parents Say So. Children’s monetary decision making // Procedia — Social and Behavioral Sciences. No. 9. Рр. 48–52. https://www.researchgate.net/publication/241123061_Because_My_Parents_Say_So-_Children’s_monetary_de... (дата обращения: 11.03.2023).
Kulksar L., Kovacsne H. L. 2011. Pénzügyi kultúra: Kincs, ami nincs // Új Ijúsági Szemle. Vol. 9. No. 4. https://www.researchgate.net/publication/309727175_Penzugyi_kultura_kincs_ami_nincs (дата обращения 11.03.2023).
Norvilitis J. M., MacLean M. G. 2010. The role of parents in college students’ financial behaviors and attitudes // Journal of Economic Psychology. No. 31 (1). Рp. 55–63. https://www.researchgate.net/publication/46493592_The_Role_of_Parents_in_College_Students’_Financial... (дата обращения: 11.03.2023).
Pinto L. E. 2016. Politics and argumentation in financial literacy education policy // International Handbook of Financial Literacy / C. Aprea, E. Wuttke, K. Breuer, N. K. Koh, P. Davies, B. Greimel-Fuhrmann, S. J. Lopus (еds.). Springer Science + Business Media. Рp. 131–146. https://www.researchgate.net/publication/299447044_Politics_and_Argumentation_in_Financial_Literacy_... (дата обращения: 11.03.2023).
Raijas А. (ed.). 2020. Kartoitus talousosaamisen edistämistoiminnasta Suomessa vuonna 2020. А: 121 / Finlands Bank. Helsinki. https://publications.bof.fi/bitstream/handle/1002443722/A121-Anu-Raijas.pdf?sequence=1&isAll... (дата обращения: 11.03.2023).
Rostamkalaei A., Riding A. 2020. Immigrants, financial knowledge, and financial behavior // Journal of Consumer Affairs. No. 54 (3). Рp. 951–977. https://ideas.repec.org/a/bla/jconsa/v54y2020i3p951-977.html (дата обращения: 11.03.2023).
Shim S., Xiao J. J., Barber B. L., Lyons A. C. 2009. Pathways to life success: a conceptual model of financial well-being for young adults // Journal of Applied Developmental Psychology. No. 30 (6). Pp. 708–723. https://psycnet.apa.org/record/2009-21969-006 (дата обращения: 11.03.2023).
Soroko A. 2020. Buying into dominant ideas about wealth and poverty: an examination of U.S. and Canadian financial literacy standards // Teachers College Record. No. 122 (3). Рp. 1–50. https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/016146812012200301?journalCode=tcza (дата обращения: 11.03.2023).
Stillwell S. 2016. Financial education in the UK: a case study of practice // International Handbook of Financial Literacy / C. Aprea, E. Wuttke, K. Breuer, N. K. Koh, P. Davies, B. Greimel-Fuhrmann, S. J. Lopus (еds.). Springer Science + Business Media. Рp. 357–368. https://www.researchgate.net/publication/306357261_Financial_Education_in_the_UK_A_Case_Study_of_Pra... (дата обращения: 11.03.2023).
Stolper O. A., Walter A. 2017. Financial literacy, financial advice, and financial behavior // Journal of Business Economics. No. 87 (5). Рp. 581–643. https://link.springer.com/article10.1007/s11573-017-0853-9 (дата обращения: 11.03.2023).
van der Schors A., Crijnen C., Schonewille G. 2019. Rapport Geldzaken in de praktijk 2018–2019. Nationaal Instituut voor Budgetvoorlichting (Nibud). https://www.nibud.nl/onderzoeksrapporten/rapport-geldzaken-in-de-praktijk-2018-2019-2019/ (дата обращения: 11.03.2023).
Worthington A. C. 2006. Predicting financial literacy in Australia // Financial Services Review. No. 15. Рр. 59–79.
Worthington A. C. 2013. Financial literacy and financial literacy programmes in Australia // Journal of Financial Services Marketing. No. 18 (3). Рp. 227–240. https://www.researchgate.net/publication/263322490_Financial_literacy_and_financial_literacy_program... (дата обращения: 11.03.2023).
Zhan M., Anderson S. G., Scott J. 2006. Financial knowledge of the low-income population: effects of a financial education program // Journal of Sociology and Social Welfare. Vol. 33. No. 1. Article 4. https://scholarworks.wmich.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3135&context=jssw (дата обращения: 11.03.2023).