Синергия цифровых технологий и сервисной модели деятельности налоговых органов как драйвер развития налогового администрирования

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2024. Том 10. № 2 (38)

Название: 
Синергия цифровых технологий и сервисной модели деятельности налоговых органов как драйвер развития налогового администрирования


Для цитирования: Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С. 2024. Синергия цифровых технологий и сервисной модели деятельности налоговых органов как драйвер развития налогового администрирования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 10. № 2 (38). С. 131–145. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-2-131-145

Об авторах:

Гончаренко Любовь Ивановна, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия; lgoncharenko@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-9872-3279

Адвокатова Алена Станиславовна, кандидат экономических наук, магистр юриспруденции, доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия; asadvokatova@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-4358-4005

Аннотация:

Налоговое администрирование как объект научного исследования имеет свою специфику, поскольку вопросы теории и практики тесно переплетаются. ФНС России стала признанным пионером по применению в своей деятельности новейших цифровых технологий, включая обработку больших данных информации, а также искусственный интеллект (ИИ). Осуществляя деятельность в постоянном контакте с налогоплательщиками, а именно в новых формах, ставшими возможными в условиях цифровизации, налоговые органы решают вопросы теоретического осмысления корректности применяемой терминологии, содержания известных и новых дефиниций известных категорий и явлений, также «налоги», «налоговая тайна», «клиентоориентированность», «человекоцентричность», «налоговая культура». Важно оценить и функциональные действия налоговых органов в части контрольной деятельности, исследовав новую его форму в виде налогового мониторинга, особенно с позиции межведомственного сотрудничества для целей повышения эффективности бюджетных расчетов, а также обоснования налоговых нововведений, обеспечения эффективности реализации задач национальных проектов с минимальной административной/контрольной нагрузкой, помимо прочего. Выделив сервисную модель детальности налоговых органов, авторы рассматривают вопросы ее реализации в отношении различных категорий налогоплательщиков (физических и юридических лиц), показывают процесс трансформации и перспективы развития с учетом новых инструментов взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Список литературы:

Адвокатова А. С. 2020. Налоговый контроль в условиях модификации отношений налоговых органов и налогоплательщиков: монография. М.: Русайнс. 190 с.

Гончаренко Л. И. 2011. Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков России: монография / Федеральное гос. образовательное бюджетное учреждение высш. проф. образования «Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый ун-т), Каф. налогов и налогообложения. М.: Финансовый ун-т. 330 с.

Гончаренко Л. И. 2024. Налоговые льготы и преференции как инструменты реализации налоговой политики устойчивого экономического развития // Современная налоговая политика: учебник и практикум для вузов / под ред. Н. И. Малис. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт.

Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С. 2016. Современные формы налогового контроля как инструмент обеспечения бюджетной устойчивости // Инновационное развитие экономики. № 6–2 (36). С. 129–135.

Казиева О. Н. 2023. Новые подходы по взаимодействию органов государственных доходов с налогоплательщиками: Магистерский проект … Магистр бизнеса. https://repository.apa.kz/xmlui/handle/123456789/1318

Калинин А. М. 2023. Использование принципа клиентоцентричности в государственном управлении: повестка внедрения // Вопросы государственного и муниципального управления. № 3. С. 7–25. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2023-0-3-7-25

Коваленко Н. С., Леонов Е. М. 2022. Налоговый мониторинг: итоги 2021 года и перспективы развития // Налоговед. № 1. С. 34–41. https://e.nalogoved.ru/944850

Крашенинникова М. А. 2023. «У нас нет задачи ослабить, минимизировать контроль за налогоплательщиками. Задача — контролировать эффективно» // Налоговед. № 11. С. 15–30. https://e.nalogoved.ru/1057538

Лащёнов А. В. 2023. Ключевые новации в налогообложении имущества с 2024 года // Налоговая политика и практика. № 12 (252). С. 34–38.

Майбуров И. А., Иванов Ю. Б. (ред.). 2021. Нарративы индивидуального подоходного налогообложения в ХХI веке: монография для магистрантов направлений «Экономика», «Финансы и кредит». М.: ЮНИТИ-ДАНА. 295 с.

Суворова Е. В. 2022. Обратная связь: как работает с крупнейшими налогоплательщиками // Налоговед. № 12. С. 13–17. https://e.nalogoved.ru/1003375

OECD. 2023. Digital transformation journeys // Tax Administration 2023: Comparative Information on OECD and other Advanced and Emerging Economies. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/ebd89cab-en