Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2024. Том 10. № 2 (38)

Название: 
Трансформация университета в оценках участников проектных команд


Для цитирования: Семёнов М. Ю. 2024. Трансформация университета в оценках участников проектных команд // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 10. № 2 (38). С. 46–56. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-2-46-56

Об авторе:

Семёнов Максим Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; m.y.semenov@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0002-7130-340X

Аннотация:

Формат проектной деятельности основательно укоренился в системе высшего образования. Особенно интенсивно такой подход в выполнении поставленных задач используется при реализации стратегических изменений на уровне институтов высшего образования. В данной работе рассматривается процесс трансформации в российских университетах с позиции участников проектных команд, которые являются ответственными за конечный результат. Эмпирической базой для анализа служит анкетный опрос (n = 79) участников команд проектов трансформации из четырех российских университетов (классических и технических). Выявлены типы реализующихся проектов трансформации в российских университетах. Установлено, что основным инициатором подобных проектов в первую очередь выступает сам университет или его отдельные подразделения. Определена иерархия факторов успешности реализации проектов трансформации университета в понимании их непосредственных исполнителей, среди которых наиболее значимыми являются компетентность участников команды (71%), финансовое, ресурсное обеспечение проекта (63%). Проанализированы принципы формирования проектной команды, которая в основном (37%) создается на основании функциональной деятельности сотрудника университета за ее пределами. Обозначены наиболее ярко выраженные признаки успешности конкретного проекта трансформации в зависимости от его типа. В заключении сформулированы заделы для последующих исследований данной темы.

Список литературы:

Апенько С. Н., Ефимова Г. З. 2022. Ключевые факторы успешности реализации проектов трансформации университетов // Вопросы управления. № 6 (79). С. 80–91. http://doi.org/10.22394/2304-3369-2022-6-80-91

Апенько С. Н., Ефимова Г. З., Семёнов М. Ю. 2023а. Специфика реализации проектов трансформации в университетах и работа проектной команды // Высшее образование в России. Том 32. № 4. С. 42–64. http://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-42-64

Апенько С. Н., Ефимова Г. З., Семёнов М. Ю. 2023б. Формирование и развитие команд стратегических проектов трансформации университетов: Методологические подходы // Образование и наука. Том 25. № 4. С. 37–69. http://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-4-37-69

Апенько С. Н., Семёнов М. Ю., Ефимова Г. З. 2023в. Ролевая модель эффективной команды проектов трансформации университета // Перспективы науки и образования. № 6 (66). С. 673–688. https://doi.org/10.32744/pse.2023.6.39

Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В. И., Киреев С. В. 2022. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. Том 31. № 1. С. 42–58. http://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58

Ефимов В. С., Лаптева А. В. 2017. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. Том 21. № 1. С. 16–29. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.002

Карпов А. О. 2017. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. № 3. С. 58–76. http://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-58-76

Компанейцева Г. А. 2016. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Том 17. С. 363–368. http://e-koncept.ru/2016/46249.htm (дата обращения: 05.02.2024).

Олифиров С. 10 факторов успеха проекта. 2017. 14 сентября // НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: сайт. https://spb.hse.ru/dopbusiness/news/209321164.html (дата обращения: 01.11.2023).

Серебряков А. А. 2021. Обзор программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Управление наукой: теория и практика. Том 3. № 3. С. 236–241. http://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.3.12

Cervantes M., Meissner D. 2014. Commercialising public research under the open innovation model: New trends // Foresight-Russia. Vol. 8. No. 3. Pp. 70–81.