Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2024. Том 10. № 2 (38)

Название: 
Нравственные качества россиян: поколенческий подход


Для цитирования: Акулич М. М., Ильина И. В. 2024. Нравственные качества россиян: поколенческий подход // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 10. № 2 (38). С. 29–45. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-2-29-45

Об авторах:

Акулич Мария Михайловна, доктор социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.m.akulich@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-7112-3639

Ильина Илона Валерьевна, старший преподаватель кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; i.v.ilina@utmn.ru, https://orcid.org/0000-0003-3118-2372

Аннотация:

Статья посвящена проблеме нравственного состояния трех поколений российских граждан (детей, отцов и дедов). В развитии нравственного состояния современного общества имеются негативные тенденции, которые отмечаются исследователями различных научных областей (социологии, психологии, этики). Нами была предпринята попытка дать сравнительную характеристику нравственных качеств представителей поколений молодых людей Y и Z, поколении их отцов Х и поколении их дедов (беби-бумеров). При этом в качестве нравственного ориентира были взяты нравственные качества традиционные для русского человека. В качестве теоретической основы был использован поколенческий подход, эмпирическая база — анкетный опрос 9 751 студентов вузов России. Результаты исследования показали, что все нравственные качества в той или иной мере присутствуют у всех исследуемых поколений, т. е. можно говорить о преемственности базовых нравственных характеристик. Однако, по оценкам молодежи произошло значительное снижение проявления по основным нравственным качествам. А именно, доброта, взаимопомощь, способность взаимодействовать в коллективе, сопереживание, отзывчивость, щедрость, добросовестность, ответственность, самодисциплина, трудолюбие, доверчивость, верность, принципиальность, патриотизм поколения дедушек и бабушек к поколениям детей и внуков. У поколения детей повысились, по сравнению с отцами и дедами, только такие нравственно нейтральные качества как адаптация и гибкость.

Список литературы:

Архангельский В. Н., Калачикова О. Н. 2020. Возраст матери при рождении первого ребенка: динамика, региональные различия, детерминация // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Том 13. № 5. С. 200–217.

Бауман. З. 1996. Мыслить социологически: учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 255 с.

Бердяев Н. А. 1990. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / сост. М. А. Маслин. М.: Наука. С. 43–271.

Бессокирная Г. П., Большакова О. А., Караханова Т. М. 2023. Опыт исследования духовно-нравственного состояния российского общества // Социологическая наука и социальная практика. Том 11. № 3. С. 6–36.

Боброва Л. А., Ильин И. А. 1995. О русском характере. Из книги «Сущность и своеобразие русской культуры» // КиберЛенинка. https://cyberleninka.ru/article/n/95-03-046-ilin-i-a-o-russkom-haraktere-iz-knigi-suschnost-i-svoeob... (дата обращения: 10.01.2024).

Булатников И. Е. 2012. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Том 18. № 1–1. С. 146–152. https://elibrary.ru/item.asp?id=17737798 (дата обращения: 10.01.2024).

Вагин Д. Ю. 2016. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе // Дискуссия. № 7 (70). С. 52–58. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26569320 (дата обращения: 10.01.2024).

Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. 1995. Социология молодежи. Екатеринбург: Издательство НТГСПИ. 311 с.

Гидденс Э. 1999. Социализация и жизненный цикл // Социология. Ч. II, гл. 3. М. C. 54–73.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. 2019. Российская молодежь в контексте социологического анализа: монография. М.: ИСПИ ФНИСЦ РАН. 263 с.

Гусейнов А. А. 2012. Философия — мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУП. 840 с.

Девятко И. Ф., Катерный И. В., Кирилина Т. Ю., Перов В. Ю., Семенов Е. В., Соколов В. М., Черныш М. Ф. 2021. Нравственность, мораль, этика: что происходит в теории и социальной практике? (круглый стол) // Социологические исследования. № 3. С. 28–43.

Дробышева А. В. 2021. Изменение нравственного сознания поколений в процессе социокультурной трансформации постсоветской России // Общество: философия, история, культура. № 6. С. 55–60.

Дубин Б. 2002. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2 (58). С. 11–15. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9207243 (дата обращения: 10.01.2024).

Дюркгейм Э. 1991. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука. 369 с.

Зубова М. В. 2017. Уровень духовно-нравственного развития молодого поколения как показатель состояния современного общества // Вопросы философии, политологии и социальной антропологии. № 1. С. 41–47.

Кирилина Т. Ю. 2008. Методологические проблемы социологии морали // Социология. № 2. С. 22–33.

Левада Ю. А. 2005. Поколения ХХ в.: возможности исследования // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение. С. 39–61.

Мангейм К. 2000. Проблема поколений // Очерки социологии знания: проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук. С. 8–63.

Моральный поворот // ВЦИОМ. 15 августа 2022 г. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/moralnyi-povorot (дата обращения: 10.01.2024).

Мчедлова М. М., Гаврилов Ю. А., Кофанова Е. Н., Шевченко А. Г. 2017. Православная и атеистическая молодежь: ценностные ориентации, культурные предпочтения и историческая память // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф. Вып. 15. С. 437–479.

Облик нравственный // Российская социологическая энциклопедия. https://sociologicheskaya.academic.ru/741/%D0%9E%D0%91%D0%9B%D0%98%D0%9A_%D0%9D%D0%A0%D0%90%D0%92%D0... (дата обращения: 10.01.2024).

Ожиганова Е. М. 2015. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. № 1 (1). С. 94–97.

Ортега-и-Гассет Х. 1997. Вокруг Галилея (схема кризисов). Лекция 3. Идея поколения; Лекция 4. Метод поколения в истории; Лекция 5. Еще раз об идее поколения // Избранные труды: пер. с исп. М.: Весь мир. С. 251–295.

Радаев В. В. 2018. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. № 3. С. 15–32.

Семенова В. В. 2001. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: трансформирующееся общество / под ред. В. А. Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц. C. 256–271.

Соколов В. М. 2004. Социология морали: теория и практика // Социология власти. № 2. С. 5–27. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9230924 (дата обращения: 10.01.2024).

Фрейка Т., Захаров С. 2014. Эволюция рождаемости в России за полвека: оптика условных и реальных поколений // Демографическое обозрение. Том 1. № 1. С. 106–143. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/6vpymx6vvx/direct/135361911 (дата обращения: 10.01.2024).

Хрупин С. И., Сустина Н. М. 2006. Духовные ценности старшего поколения как фактор социального единства и согласия содействия // Вестник Адыгейского государственного университета. № 2. С. 72–79.

Штомпка П. 2001. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. № 2. С. 6–18.

Щелкин А. Г. 2022. «Отцы и дети» — социологический портрет поколений в онтологическом интерьере // Петербургская социология сегодня. № 18. С. 5–34. https://cyberleninka.ru/article/n/ottsy-i-deti-sotsiologicheskiy-portret-pokoleniy-v-ontologicheskom... (дата обращения: 10.01.2024).

Юревич А. В. 2018. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. № 4. С. 168–179. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10111