Выпуск:
2024. Том 10. № 1 (37)Об авторе:
Олумекор Майкл, научный сотрудник, Научно-исследовательская лаборатория «Стратегии регионального развития: устойчивость и безопасность экономических систем», Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, РоссияАннотация:
Интернет становится всё более значимым для эффективного функционирования экономики и общества. Однако исследования показали наличие цифрового разрыва, заключающегося в том, что пожилые люди являются неравноправными участниками онлайн-торговли. Поэтому наше исследование направлено на изучение социальных факторов, которые способствуют или ограничивают поведение пожилых людей при совершении покупок в Интернете, а также предлагается авторская стратификация пожилых пользователей / не пользователей онлайн-сервисов на основе этих социальных факторов. Эмпирическая часть исследования включала опрос с выборкой из 320 пожилых людей, по результатам которого был проведен корреляционный и кластерный анализ. Полученные результаты показывают, что наиболее сильным фактором, определяющим адаптивность пожилых людей к онлайн-торговле, является место их жительства (сельская либо городская местность).Ключевые слова:
Список литературы:
Аникин В. А. 2020. Социальные классы новой России — неравные и разные // Социологические исследования. № 2. С. 31–42.
Тихонова Н. Е. 2021. Трансформации социальной структуры российского общества: конец 1980-х — конец 2010-х гг. // Социологические исследования. № 8. С. 22–32. https://doi.org/10.31857/S013216250014308-1
Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. 2020 // Росстат. Федеральная служба государственной статистики: оф. сайт. https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 25.03.2023).
Abdi H., Williams L. J. 2010. Principal Component Analysis // Wiley Interdisciplinary Reviews: Computational Statistics. Vol. 2. No. 4. Рр. 433-459. https://doi.org/10.1002/wics.101
Anikin V. A., Lezhnina Yu. P., Mareeva S. V., Tikhonova N. N. 2017. Social Stratification by Life Chances: Evidence from Russia. Basic Research Program. Working Papers. Series: Sociology WP BRP 80/SOC/2017 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: оф. сайт. https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/213507230.pdf
Buchmann C., Hannum E. 2001. Education and stratification in developing countries: a review of theories and research // Annual Review of Sociology. Vol. 27. No. 1. Pр. 77–102. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.27.1.77
Castells M. 1996. The rise of the Network Society // The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 3. 2nd ed. Oxford; Malden, Mass: Blackwell Publishers. 594 pp.
Castells M. 1997. The power of identity // The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 2. Malden, Mass: Blackwell. 461 рр.
Castells M. 1998. End of Millennium // The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 3. Malden, MA: Blackwell Publishers. 418 рр.
Castells M. 2011. A Network Theory of Power // International Journal of Communication. Vol. 5. Pр. 773–787.
Choudrie J., Pheeraphuttranghkoon S., Davari S. 2020. The Digital Divide and older adult population adoption, use and diffusion of mobile phones: a quantitative study // Information Systems Frontiers. Vol. 22. No. 3. Pр. 673–695. https://link.springer.com/article/10.1007/s10796-018-9875-2
Corbitt B. J., Thanasankit T., Yi H. 2003. Trust and e-commerce: a study of consumer perceptions // Electronic Commerce Research and Applications. Vol. 2. No. 3. Pр. 203–215. https://doi.org/10.1016/S1567-4223(03)00024-3
Cresci M. K., Yarandi H. N., Morell R. W. 2010. The Digital Divide and urban older adults // CIN: Computers, Informatics, Nursing. Vol. 28. No. 2. Pр. 88–94. https://doi.org/10.1097/NCN.0b013e3181cd8184
Cullen R. 2003. The Digital Divide: a global and national call to action // The Electronic Library. Vol. 21. No. 3. Pр. 247–257. https://doi.org/10.1108/02640470310480506
De Blasio G. 2008. Urban–rural differences in Internet usage, e-Commerce, and e-Banking: evidence from Italy // Growth and Change. Vol. 39. No. 2. Pр. 341–367. https://doi.org/10.1111/j.1468-2257.2008.00422.x
Deloitte. 2019. Consumption in Russia — 2019. https://rspp.ru/upload/uf/ede/cis-impact-report-fy2019-ru.pdf (дата обращения: 19.01.2020).
E-commerce in Russia 2020. 2021 // Data Insights. Moscow. https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2020_eng.pdf (дата обращения: 09.03.2022).
E-commerce market value in Russia from 2011 to 2022 (in trillion Russian rubles) // Statista: off. website. 2023. https://www.statista.com/statistics/1016094/russia-e-commerce-market-value/ (дата обращения: 25.03.2023).
Elena-Bucea A., Cruz-Jesus F., Oliveira T., Coelho P. S. 2021. Assessing the role of age, education, gender and income on the digital divide: evidence for the European Union // Information Systems Frontiers. Vol. 23. No. 4. Pр. 1007–1021.
Goldthorpe J. H. 1996. Class analysis and the reorientation of class theory: the case of persisting differentials in educational attainment // British Journal of Sociology. Vol. 47. No. 3. P. 481.
Hartigan J. A., Wong M. A. 1979. Algorithm AS 136: A K-Means Clustering Algorithm // Journal of the Royal Statistical Society. Series C (Applied Statistics). Vol. 28. Рр. 100-108. https://doi.org/10.2307/2346830
House J. S., Lepkowski J. M., Kinney A. M., Mero R. P., Kessler R. C., Herzog A. R. 1994. The social stratification of aging and health // Journal of Health and Social Behavior. Vol. 35. No. 3. Pр. 213–234.
Marx K. 1992. Capital: A Critique Of Political Economy. New York: Penguin Books. 1152 рp.
McDonough C. C. 2016. The effect of ageism on the Digital Divide among older adults // Journal of Gerontology & Geriatric Medicine. Vol. 2 (008). https://doi.org/10.24966/GGM-8662/100008
Newing A., Hood N., Videira F., Lewis J. 2022. ‘Sorry we do not deliver to your area’: geographical inequalities in online groceries provision // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. Vol. 32. No. 1. Pр. 80–99. https://doi.org/10.1080/09593969.2021.2017321
Older persons. 2020. 18 May // UNHCR Emergency Handbook: off. website. https://emergency.unhcr.org/protection/persons-risk/older-persons (дата обращения: 03.04.2023).
Olumekor M., Polbitsyn S. 2021а. Covid-19 and consumer behaviour: a review of recent literature // Bulletin of South Ural State University. Series: Economics and management. Vol. 15. Pр. 183–189. https://doi.org/10.14529/em210319
Olumekor M., Polbitsyn S. 2021b. Online consumer behaviour: opportunities and challenges for the elderly // Proceedings of the European Conference on Innovation and Entrepreneurship 2021. Academic Conferences International Ltd. Pр. 1190–1195. https://doi.org/10.34190/eie.21.027
Olumekor M., Polbitsyn S. N. 2022. A review of the development of electronic commerce in Russia and its implications for small businesses // Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. Vol. 16. No. 1. Рр. 143–148. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48208119
Pazmiño-Sarango M., Naranjo-Zolotov M., Cruz-Jesus F. 2022. Assessing the drivers of the regional digital divide and their impact on eGovernment services: evidence from a South American country // Information Technology & People. Vol. 35. No. 7. Pр. 2002–2025. https://doi.org/10.1108/ITP-09-2020-0628
Schober P., Boer C., Schwarte L. A. 2018. Correlation Coefficients: appropriate use and interpretation // Anesthesia & Analgesia. Vol. 126. No. 5. Pр. 1763–1768. https://doi.org/10.1213/ane.0000000000002864
Seifert A. 2020. The digital exclusion of older adults during the COVID-19 Pandemic // Journal of Gerontological Social Work. Vol. 63. No. 6–7. Pр. 674–676. https://doi.org/10.1080/01634372.2020.1764687
Strizhitskaya O. 2016. Aging in Russia // Gerontologist. Vol. 56. Iss. 5. Pр. 795–799. https://doi.org/10.1093/geront/gnw007
The Internet and Older People in the UK — Key Statistics. 2016 // Age UK. https://www.ageuk.org.uk/globalassets/age-uk/documents/reports-and-publications/reports-and-briefing... (дата обращения: 26.03.2023).
Tikhonova N. E. 2018. Income stratification in Russia: the specific features of the model and the vector of changes // Sociological Research. Vol. 57. Iss. 5–6. Pр. 266–285. https://doi.org/10.1080/10610154.2018.1688078
van Dijk J. 2017. Digital Divide: impact of access // The International Encyclopedia of Media Effects / Rössler P. (ed.). Wiley. Pр. 1–11. https://doi.org/10.1002/9781118783764.wbieme0043
van Dijk J. 2020. The Digital Divide. Cambridge, UK: Polity. 208 рр.
van Dijk J., Hacker K. 2003. The Digital Divide as a complex and dynamic phenomenon // The Information Society. Vol. 19. No. 4. Pр. 315–326.
Weber M. 1978. Economy and Society. An Outline of Interpretive Sociology. Berkeley: University of California Press. 1469 pp.
Wold S., Esbensen K., Geladi P. 1987. Principal Component Analysis // Chemometrics and Intelligent Laboratory Systems. Vol. 2. No. 1–3. Pр. 37–52. https://doi.org/10.1016/0169-7439(87)80084-9
Wu X., Treiman D. J. 2004. The Household Registration System and social stratification in China: 1955–1996 // Demography. Vol. 41. No. 2. Pр. 363–384.
Yu R. P., Ellison N. B., McCammon R. J., Langa K. 2015. Mapping the two levels of digital divide: Internet access and social network site adoption among older adults in the USA // Information, Communication and Society. Vol. 19. No. 10. Рр. 1-20. https://doi.org/10.1080/1369118X.2015.1109695
Zaslavskaia T. I. 1998. The Social Structure of Contemporary Russian Society // Sociological Research. Vol. 37. No. 1. Pр. 5–31. https://doi.org/10.2753/SOR1061-015437015