Воспроизводство педагогических кадров в системе общего образования: тенденции и противоречия

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2024. Том 10. № 1 (37)

Название: 
Воспроизводство педагогических кадров в системе общего образования: тенденции и противоречия


Для цитирования: Волегов В. С., Сомхишвили К. О. 2024. Воспроизводство педагогических кадров в системе общего образования: тенденции и противоречия // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 10. № 1 (37). С. 24–38. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-1-24-38

Об авторах:

Волегов Владимир Сергеевич, кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
wsvolegov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8610-6126

Сомхишвили Кристина Отариевна, старший преподаватель, кафедра социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
skristina13@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-6051-3129

Аннотация:

В статье рассматриваются основные тенденции воспроизводства педагогических кадров в системе общего образования России. На основании анализа теоретико-методологических подходов и ряда эмпирических работ авторами делается вывод о значимости стабильного восполнения профессиональной структуры, в т. ч. на уровне общего образования, а также наличии ряда факторов, влияющих на его успешность. К подобным факторам относят территориальные условия, в т. ч. социально-экономические и демографические, динамику уровня образования населения и специфику работы системы образования (например, наличие предпрофильного образования как механизма рекрутинга потенциальных работников), а также влияние иных групп факторов. В работе анализируются статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации о численности, структуре и динамике движения кадров в организациях, реализующих программы общего образования. Авторы показывают ряд негативных тенденций, связанных с ростом численности учителей, уволившихся со своего рабочего места, увеличением количества ставок, приходящегося на одного штатного работника образования, а также роста числа ставок, вакантных на начало учебного года. Описанные тенденции имеют специфику проявления в городских и сельских общеобразовательных организациях, а также с разной степенью интенсивности проявляются в различных предметных областях, усиливая проблемы с подготовкой, в первую очередь, по естественнонаучным предметам.

Список литературы:

Александрова Н. Н. 2021. Дефицит педагогических кадров и недостаточная компетентность педагогов как риски низких образовательных результатов обучающихся // Вопросы педагогики. № 12-1. С. 21–26.

Банк документов / Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru (дата обращения: 08.07.2023).

Блинов В. И. 2009.Дефицит педагогических кадров: прошлое, настоящее и будущее проблемы // Образование и наука. № 11 (68). С. 13–23.

Бородулин С. С. 2021. Проблема дефицита молодых специалистов в сфере образования // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе: материалы VIII Всероссийской (с междун. уч.) научно-практической конференции (7–8 декабря 2021 г.) / Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь. С. 276–280.

Вебер М. 1990. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Волегов В. С. 2023.Численность молодых учителей и показатели социально-экономического развития регионов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. Вып. 4. С. 579–591.

Дюркгейм Э. 1996а. О разделении общественного труда / пер. с фр. А. Б. Гофмана, прим. В. В. Сапова. М.: Канон, 1996. 432 с.

Дюргейм Э. 1996б. Социология образования / пер. с франц. Т. Астаховой; под ред. В. Собкина, В. Нечаева. М.: ИНТОР, 1996. 80 c.

Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. 2020. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований. М.: Высшая школа экономики. Вып. № 18. 17 с.

Индикаторы образования: 2023: статистический сборник. 2023 / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ. 432 с.

Капелюк С. Д., Лищук Е. Н., Капелюк З. А. 2022. Дефицит педагогических кадров в российских школах // Эффективность сферы товарного обращения и труда: сборник научных статей VIII Писаренковских чтений. Гомель. С. 37–41.

Осипова О. П., Горохов С. А. 2021. Педагогические кадры на локальном рынке труда: проблемы и дефициты (на примере Дальневосточного федерального округа) // Наука и школа. № 2. С. 136–146.

Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey). 2019. М. Том 1. 41 с.

Парсонс Т. 2015. Профессии и социальная структура / пер. В. Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. № 4. С. 153–170.

Ревякина В. И., Костюкова Т. А. 2022. Кадровые дефициты российской системы образования в ХХI веке // Информация и образование: границы коммуникаций. № 14 (22). С. 13–15.

Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003?ysclid=lr1vodpd5x466366407 (дата обращения: 15.12.2023).

Ценюга С. Н., Ценюга И. Н., Яроцкая Н. В. 2023. Социальный статус сельского учителя в Красноярском крае: реальность и перспективы // Педагогика. № 7. С. 87–96.

Bryant J., Ram S., Scott D., Williams C. 2023. K–12 teachers are quitting. What would make them stay? URL: https://www.mckinsey.com/industries/education/our-insights/k-12-teachers-are-quitting-what-would-mak... (дата обращения 14.10.2023).

Davis К., Mооre W. 1945. Some Principles of Stratification. // American Sociological Review. Vol. 10. № 4. Pp. 242–249.

McKenna B. 2018. U. S. Teacher Shortages — Causes and Impacts. Learning Policy Institute. URL: https://learningpolicyinstitute.org/sites/default/files/body/Teacher_Shortages_Causes_Impacts_2018_M...

Mutluer, Ö., Yüksel, S. 2019. The Social Status of the Teaching Profession: A Phenomenological Study // Journal of Teacher Education and Educators. Vol. 8. Pp. 183–203.

Pišova M. 2013. Teacher Professional Socialisation: Objective Determinants // Orbis Scholae. № 7 (2). Pp. 67−80.

Sutcher L., Darling-Hammond L., Carver-Thomas D. 2016. A coming crisis in teaching? Teacher supply, demand, and shortages in the U. S. Palo Alto, CA: Learning Policy Institute.

Vera C. P. 2013. Career Mobility Patterns of Public School Teachers. University Library of Munich, Germany. 45 pp.