Особенности спроса на образовательные услуги высшего образования и оценка его доступности

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2023. Том 9. № 4 (36)

Название: 
Особенности спроса на образовательные услуги высшего образования и оценка его доступности


Для цитирования: Столь А. В. 2023. Особенности спроса на образовательные услуги высшего образования и оценка его доступности // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 9. № 4. С. 52–68. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2023-9-4-52-68

Об авторе:

Столь Анна Викторовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра изучения социального развития и региона, Институт стратегических исследований государственного бюджетного научного учреждения «Академия наук Республики Башкортостан», Уфа, Россия stolav@isi-rb.ru

Аннотация:

Одной из характеристик качества жизни является степень удовлетворения населения социальных потребностей, в т. ч. потребностей в образовании. Политика доступа к образованию является частью социальной политики государства, влияет на процесс формирования человеческого капитала. Доступность высшего образования (доступность бюджетных мест и доступность платных образовательных услуг) имеет тенденцию к сокращению. Снижение же числа вузов способствует повышению качества приема при снижении качества самих образовательных услуг высшего образования. В результате наблюдается тенденция к сжатию образовательного пространства России вслед за сжатием экономического пространства в крупные города страны. Это может способствовать усилению регионального образовательного, технологического и социально- экономического неравенства регионов Российской Федерации.

Список литературы:

Адамович К. А., Захаров А. Б., Лазарева О. В. 2017. Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». https://ioe.hse.ru/lepa/news/
206295646.html

Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Саутина Е. В., Шугаль Н. Б. 2021. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ. 508 с. https://www.hse.ru/data/2021/07/15/1418937988/io2021.pdf

Гохберг Л. М., Кузьмичева Л. Б., Озерова О. К., Сутырина Т. А., Шкалева Е. В., Шугаль Н. Б. 2022. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ. https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/749756927.pdf

Гохберг Л. М., Озерова О. К., Сайтина Е. В., Сутырина Т. А., Шугаль Н. Б. 2021. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ. https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/486888225.pdf

Данные по прожиточному минимуму. 2020 // Федеральная служба государственной статистики. https://gks.ru/bgd/regl/b20_13/Main.htm

Доклад о мировом развитии 2018: «Обучение для реализации образовательных перспектив». 2018 // Всемирный банк. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1379-5

Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2018 г. 2019 // Правительство Российской Федерации. http://static.government.ru/media/files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79t.pdf

Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2020 г. 2021 // Правительство Российской Федерации. http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf

Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2021 г. 2022 // Правительство Российской Федерации. http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf

Звоновский В. Б., Меркулова Д. Ю., Меркулова Е. Ю., Петренко К. В. 2006. Затраты домохозяйств на образование и социальная мобильность // Информационный бюллетень № 6 (24). Фонд «Общественное мнение». https://bd.fom.ru/pdf/edmom10.pdf

Идиатуллин А. В. 2013. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования // Современные научные исследования и инновации. № 11. http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28253

Качество приема в российские вузы: 2021. 2021 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». https://www.hse.ru/ege2021/

Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. 2013. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. № 4. С. 8–69. https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314336015/2013-4_Kuzminov.pdf

Мингазов С. 2023. Россия отказалась от международного исследования оценки знаний школьников TIMSS // Forbes. https://www.forbes.ru

Минобрнауки России подвело итоги распределения бюджетных мест вузам и научным организациям на 2023–2024 учебный год. 2023 // Новости Министерства. https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/

ОЭCР приостановила участие России в международном исследовании по оценке знаний. 2022 // Ведомости. https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/03/23/914747-oecr-priostanovila-uchastie-rossii-v-mezhdun...

Правительство установило величину прожиточного минимума на 2021 г. 2021 // Правительство России. http://government.ru/news/41287/

Прожиточный минимум на душу населения за 2020 г. по оценкам составит 11 301 руб. 2020 // Минтруд России. https://mintrud.gov.ru/social/304

Раскрыты расходы россиян на дополнительное образование детей. 2020 // РИА Новости. https://sn.ria.ru/20180822/1526976964.html

Стегний В. Н., Пучков А. А. 2014. Формальные институциональные ограничения как условие функционирования института высшего образования // Власть. № 7. https://cyberleninka.ru/article/n/formalnye-institutsionalnye-ogranicheniya-kak-uslovie-funkt-
sionirovaniya-instituta-vysshego-obrazovaniya

Хоанг Ха Ван, Фурсова В. В. 2019. Доступность высшего образования в российском и вьетнамском обществах: сравнительный анализ. Казань: Издательство Казанского университета. 188 с.

Afridi F., Barooah B., Somanathan R. 2020. Improving learning outcomes through information provision: Experimental evidence from Indian villages // Journal of Development Economics. Vol. 146.

Agüero J. M., Balcázar C. F., Maldonado S., Ñopo H. 2021. The value of redistribution: Natural resources and the formation of human capital under weak institutions // Journal of Development Economics. Vol. 148.

Burzynski M., Deuster C., Docquier F. 2020. Geography of skills and global inequality // Journal of Development Economics. Vol. 142.

Churilova E., Salin V., Shpakovskaia E., Sitnikova O. 2019. Influence of world social and economic indicators’ interlinkage on the development of human potential // Journal of International Studies. № 12 (4). Pp. 79–99. https://doi.org/10.14254/2071-8330.2019/12-4/6

Eble A., Frost C., Camara A., Bouy B., Elbourne D. 2021. How much can we remedy very low learning levels in rural parts of low-income countries? Impact and generalizability of a multi-pronged para-teacher intervention from a cluster-randomized trial in the Gambi // Journal of Development Economics. Vol. 148.

Equity in education. 2022 // OECD. https://www.oecd.org/coronavirus/en/education-equity

Gavurova B., Kocisova K., Belas L., Krajcik V. 2017. Relative efficiency of government expenditure on secondary education // Journal of International Studies. № 10 (2). Pp. 329–343. https://doi.org/10.14254/2071-8330.2017/10-2/23

Ishchenko-Padukova O., Kazachanskaya E., Movchan I., Nawrot L. 2017. Economy of education: National and global aspects // Journal of International Studies. № 10 (4). Pp. 246–258. https://doi.org/10.14254/2071-8330.2017/10-4/19

Jaume D. 2021. The labor market effects of an educational expansion // Journal of Development Economics. Vol. 149.

Tvaronavičienė M., Tarkhanova E., Durglishvili N. 2018. Sustainable economic growth and innovative development of educational systems // Journal of International Studies. № 11 (1). Pp. 248–256. https://doi.org/10.14254/2071-8330.2018/11-1/19

Volchik V., Oganesyan A., Olejarz T. 2018. Higher education as a factor of socio-economic performance and development // Journal of International Studies. № 11 (4). Pp. 326–340. https://doi.org/10.14254/2071-8330.2018/11-4/23