Выпуск:
2023. Том 9. № 4 (36)Об авторах:
Широкалова Галина Сергеевна, профессор, доктор социологических наук, эксперт проектного офиса гуманитарной аналитики МГПУ, Нижний Новгород, Россия shirokalova@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-4089-5446Аннотация:
Институт семьи в России претерпевает трансформации, но по сравнению с семьей западного общества остается достаточно традиционным социальным институтом. Согласно результатам социологических исследований, сохраняемые старшими поколениями нравственные ценности и моральные нормы ориентируют на выполнение репродуктивной, воспитательной, контролирующей, коммуникативной, рекреационной, эмоциональной функций в процессе социализации новых поколений, но их содержание корректируется и семьей, и внешними факторами. Цель работы — выявить специфику роли городских и сельских семей в социализации студентов средних специальных учебных заведений (СПО). В процессе исследования Российского общества социологов «Культурные традиции и связь поколений» (РОС 2022) были опрошены студенты СПО России, в основном обучающиеся на 1–3 курсах. По профилю обучения — учащиеся технических, социально-экономических, естественно-научных, гуманитарных и других специальностей. Опрос проводился методом онлайн-анкетирования с использованием Google-форм. Обработка результатов осуществлена программным комплексом «Vortex». Из всего массива выбраны студенты, чья первичная социализация проходила в больших городах/столице РФ (388 чел.), в деревнях/селах (365 чел.). Новизна исследования в том, что респонденты давали самооценку себе и оценку поколениям «отцов» и «дедов», что позволило выявить отражение динамики социальных изменений в семейном социуме. Авторы приводят эмпирические данные, доказывающие, что современные семьи студентов существенно отличаются от семей времен юности их родителей, а тем более семей прародителей. Молодые люди своеобразно используют опыт родных в своей повседневной жизни. Уходят в прошлое некоторые традиции и умения поколений, атрибуты быта, становясь все более эксклюзивными в новой реальности. Процесс трансформации семейных отношений объективен. Новейшие технологии, вызывающие появление новых видов занятости, изменение институтов образования и коммуникации, увеличение доли работающих в сфере услуг, поощрение миграции, взаимопроникновение культур — принципиально новые условия всех этапов социализации личности.Список литературы:
Анафьянова Т. В. 2010. Особенности характера изменения состояния здоровья городской и сельской молодой семьи в студенческом браке // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 9. С. 50–52.
Бондаренко Л. В. 2020. Город и деревня: дистанция и пути ее преодоления // АПК: Экономика и управление. № 12. С. 103–118.
Вербицкая О. М. 2010. Основные закономерности развития сельской семьи в России в ХХ в. // Труды Института российской истории. Вып. 9 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А. Н. Сахаров, ред.-коорд. Е. Н. Рудая. Москва; Тула. C. 332–353.
ВЦИОМ сообщил о хорошей осведомленности молодежи РФ об истории страны. 2022 // Известия. https://iz.ru/1440654/2022-12-14/vtciom-soobshchil-o-khoroshei-osvedo-
mlennosti-molodezhi-rf-ob-istorii-strany
Дела семейные. Главными условиями стабильности семьи опрошенные россияне называют хорошие взаимоотношения между членами семьи и здоровье. 2022 // ВЦИОМ. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/dela-semeinye
Дудырев Ф. Ф., Анисимова К. В., Артемьев И. А., Бондаренко Н. В., Мальцева В. А., Крайчинская С. Б., Рожкова К. В., Романова О. А., Травкин П. В., Шабалин А. И., Шугаль Н. Б. 2022. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад. Москва: НИУ ВШЭ. 100 с.
Дулина Н. В., Ануфриева Е. В., Петрунева Р. М. 2023. Город vs село: где «живет» народная культура? Мнение современной российской студенческой молодежи (по итогам социологического исследования) // Primoaspectu. № 2 (54). С. 37–47.
Дулина Н. В., Засыпкин В. П., Мансуров В. А., Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Шкурин Д. В., Юрьев П. С. 2022. Культурные традиции и связь поколений (информация о научном проекте) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 5 (80). С. 151–154.
Ермилова А. В. 2018. Бифуркации внутрисемейного взаимодействия // Семейная экосистема человека: монография / З. Х. Саралиева, Г. Л. Воронин, С. А. Судьин, Д. А. Шпилев и др. Нижний Новгород: Издательство НИСОЦ. 225 с.
Калачикова О. Н., Нацун Л. Н. 2022. Социально-демографические предпосылки реализации концепции активного долголетия в России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 2 (66). С. 112–125.
Комисарова И. А. 2022. Советское в школьных музеях: устойчивость традиций (на материалах Ивановской области) // Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию Декады татарского искусства и литературы в Москве: сборник статей по материалам Международной научной конференции (г. Казань, 27–28 октября 2022 г.) / отв. ред. И. И. Ханипова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 36 с.
Константиновский Д. Л., Попова Е. С. 2018. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. № 3. С. 34–44.
Константиновский Д. Л., Попова Е. С. 2022. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодежи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. Москва: Новый Хронограф. С. 379–399.
Кузнецов И. М. 2023. Патриотизм региональной молодежи в социологическом измерении (на примере Пензенской области) // Социологическая наука и социальная практика. Т. 11. № 2. С. 25–40.
Международный день семей. 2023 // Организация Объединенных Наций. https://www.un.org/ru/observances/international-day-of-families
Новости: Высшее образование: неожиданный ренессанс? 2023 // ВЦИОМ. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans
Перезагрузка системы среднего профессионального образования в России. 2022 // Институт статистических исследований и экономики знаний, НИУ «ВШЭ». https://issek.hse.ru/news/783551284.html
Пронина Е. И. 2020. Студенты СПО: социально-культурные установки и ориентиры // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / отв. ред. А. Л. Арефьев. Москва: ФНИСЦ РАН. С. 201–212.
Рашин А. Г. 1956. Грамотность населения России в XIX и начале XX вв. // Население России за 100 лет (1813–1913). Статистические очерки. https://istmat.org/node/86
Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А. 2023. Представления студенческой молодежи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции // Социологическая наука и социальная практика. Т. 11. № 1. С. 44–69.
Счетная палата сообщила о резком сокращении числа школ в России. 2019 // РБК. https://www.rbc.ru/society/28/06/2019/5d16366a9a7947d218d79f3a
Широкалова Г. С. 2022. Деды, отцы, внуки: чем отличаются поколения? // Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию Декады татарского искусства и литературы в Москве: сб. ст. по материалам Международной научной конференции / отв. ред. И. И. Ханипова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 436 с.
Широкалова Г. С., Пронина Е. И. 2022. Образование как социальный лифт // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 3 (67). С. 177–181.
Янак А. Л. 2022. Немодальный брак и немодальное родительство в контексте семейного потенциала молодежи // Семья и преемственность поколений. Материалы Международного симпозиума. Иваново: Ивановский государственный университет. 256 с.