Выпуск:
2023. Том 9. № 3 (35)Об авторах:
Кичерова Марина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.n.kicherova@utmn.ru, ORCID: 0000-0001-5829-7570Аннотация:
Статья посвящена исследованию влияния сериалов на молодежную аудиторию. Основной целью является оценка субъективного опыта и эффекта влияния сериалов на молодежь. Использованы количественные и качественные методы — вторичный анализ данных социологических опросов, выполненных на репрезентативной общероссийской выборке (опрос ВЦИОМ, N = 1 600 чел., исследование DataTile, N = 1 085 чел.) и серия из 6 фокус-групп с информантами в возрасте от 16 до 35 лет. Выявлены зрительские предпочтения, регулярность просмотра сериалов в молодежной аудитории. Установлено, что молодежь смотрит преимущественно зарубежные сериалы жанра ситком/комедия, детектив и драма, что существенно влияет на расширение досуговых практик, изменяет отношение к спорту (проявился интерес к щахматам, хоккею), инвестиционной деятельности, помогает в освоении иностранных языков, некоторых профессиональных навыков. Фокус-группы показали, что информанты осознают романтизацию вредных привычек, транслируемую в сериалах, при этом не видят опасности в демонстрации сцен жестокости, негативно оценивают длительное «погружение в иллюзорный мир» сериалов как психологическую зависимость. На основе оценки субъективного отношения к сериалам авторы отмечают позитивное и негативное влияние сериалов на образ жизни молодежи, их взгляды, ценностные ориентации.Ключевые слова:
Список литературы:
Аянян А. Н., Марцинковская Т. Д. 2016. Социализация подростков в информационном пространстве // Психологические исследования. Т. 9, № 46. С. 8. https://doi.org/
10.54359/ps.v9i46.475
Босов Д. В. 2015. Западный мэйнстрим-кинематограф как фактор социализации российского студенчества // Вестник Волгоградского государственного университета. № 4. С. 139–144. http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu7.2015.4.18
Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический проект, 2005. 528 с.
Григорьев Д. С. 2021. Метод фокус-групп как претест анкеты для проведения опросов в кросс-культурных и межстрановых сравнительных исследованиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Т. 18. № 3. C. 475–488. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-475-488
Жабский М. И., Тарасов К. А. 2019. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования. № 11. С. 73–81. https://doi.org/10.31857/S013216250007449-6
Жираткова Ж. В., Малолетнева И. В., Козловская Л. В. 2021. Новый ценностный мир современной студенческой молодежи — «до», «в период» и «после» локдауна // Вестник РМАТ. № 2. С. 46–52.
«Игра в кальмара»: мнение российских телезрителей. 2021 // Официальный сайт ВЦИОМ. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/igra-v-kalmara-mnenie-rossiiskikh-telezrite... (дата обращения: 17.04.2022)
Как россияне смотрят сериалы. 2019 // Официальный сайт DataTile. https://cloud.data-
tile.eu/view/96717093-6726-47db-a77f-40b7972a4e6d/8ab048eeb0d94659bd9d4dead423a4ed (дата обращения: 17.04.2022)
Капанян Н. Н. 2020. Влияние кинематографа на создание образа героя нашего времени в молодёжном сегменте современного российского общества // Вестник Южно-Российского Государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. № 5. С. 84–90. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-84-90
Красова Е. Ю. 2020. Сериалы в телевизионном контенте и воронежская аудитория // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 2. С. 174–180.
Куликов Е. М., Куликова Н. А. 2011. Массовая культура как фактор генезиса экстремистских установок современной российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. № 1-2. С. 86–89.
Ласточкина О. С. 2021. Культурный онлайн-досуг: Поведение населения в период пандемии COVID-19 // Beneficium. № 3. С. 83–89.
Орестова В. 2017. Кино и психология повседневности // Психологические исследования. № 10. https://doi.org/10.54359/ps.v10i56.344
Орестова В., Ткаченко Д. 2018. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности // Психологические исследования. № 1. https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.263
Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. 832 с.
Попова Т. В. 2021. Осмысление системы взаимодействия «телевидение-общество» (на основании концептуализации результатов авторского исследования) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 3. С. 81–86. https://doi.org/10.23672/d7176-6437-2091-j
Пузанова Ж. В., Ларина Т. И., Гаспаришвили А. Т., Радкевич К. В., Захарова С. В. 2021. Личностные характеристики участников фокус-группового исследования как фактор повышения качества данных // Вестник РУДН. Т. 21. № 4. С. 722–737. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-4-722-738
Сарна А. Я. 2020. Технологии воздействия на аудиторию в современном медиапространстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. № 2. С. 218–235. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.207
Сериальные будни: россияне коротают досуг перед телевизором. 2019 // Официальный сайт «Левада-центр». https://www.levada.ru/2019/07/01/serialnye-budni-rossiyane-korotayut-dosug-pered-televizorom/ (дата обращения: 21.03.2022)
Щеглов И. А. 2016. Социализация: агенты, институты, факторы // Общество: социология, психология, педагогика. № 4. С. 9-13.
Эксперты назвали самую популярную аудиторию сериалов в России. 2021. // Официальный сайт РБК. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/612baa709a79472d34ba009d (дата обращения 21.03.2022)
Dietrich T., Balli S. J. 2014. Digital Natives: Fifth-Grade Students’ Authentic and Ritualistic Engagement with Technology // International Journal of Instruction. Vol. 7. No. 2. Pp. 21–34.
Gavryushina D., Zhukova E., Fominykh N. 2021. «Television style»: The role of serials in shaping the lifestyle and behavior of the viewer // Information age (online media). No. 2. Pp. 31-36. https://doi.org/10.33941/age-info.com52(15)4
McCracken G. 1988. Culture and Consumption. New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press.
Moura A., Almeida C., Pacheco, R. 2019. Film Education Project with Youth. // Education Quarterly Reviews. Vol. 2. Pp. 321-329. https://doi.org/10.31014/aior.1993.02.02.64
Research: Netflix’s impact on lifestyle trends. 2022. // Официальный сайт Advanced Television. https://advanced-television.com/2022/02/23/research-netflixs-impact-on-lifestyle-trends/ (дата обращения: 15.04.2022)