Выпуск:
2023. Том 9. № 3 (35)Об авторах:
Лазутина Дарья Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, директор Финансово-экономического института, Тюменский государственный университет; 72ldv@mail.ruАннотация:
С развитием финансовой системы важнее становится умение эффективно управлять своими финансовыми ресурсами. Низкая финансовая грамотность может привести к трудностям, неправильным решениям, росту долгов и банкротству. Российские и зарубежные исследования помогают разработать эффективные стратегии обучения и повышения финансовой грамотности населения. Изучение различных структур финансовой грамотности и выделение общих требований к ее развитию позволяет определить главные компоненты и цели обучения и повышения финансовых знаний. Статья основывается на теоретическом исследовании финансовой грамотности в России и за рубежом. Авторы анализируют научную литературу, приводят трактовки понятия «финансовая грамотность» в российских и зарубежных исследованиях, а также выделяют существующие концепции, виды и структуры финансовой грамотности. Научная новизна статьи заключается в представлении комплексного обзора исследований и систематизации подходов к пониманию финансовой грамотности в различных контекстах. Основной метод исследования – контент-анализ научной литературы. Результаты исследования представляют собой систематизацию и классификацию подходов к финансовой грамотности, выявление общих требований к развитию этой компетенции. Авторы также рассматривают стратегии повышения финансовой грамотности в России. Выводы работы подчеркивают важность развития финансовой грамотности как ключевого фактора финансового благополучия. Авторы рекомендуют дальнейшее изучение темы с целью разработки эффективных стратегий обучения и повышения финансовой грамотности населения.Ключевые слова:
Список литературы:
Александрова Т. В., Модорская Г. Г. 2022. Финансовая грамотность: учебное пособие. Пермь. С. 191.
Апрыщенко В. Ю., Кирюхов П. Э., Григорьев Е. А. и др. 2020. Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования: учебное пособие для студентов вузов педагогических направлений подготовки пятая редакция. Москва. Ростов-на-Дону. С. 824.
Бабуркин С. А. 2017. Право на образование: некоторые трудности в реализации. // Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. С. 63–69.
Березин Д. Т. 2017. Проведение семинарских занятий по технологии коллективного взаимообучения и взаимоконтроля с элементами балльно-рейтинговой системы. // Актуальные проблемы психологии образования / Нижегородцева Н. В. (ред.). С. 10–15.
Кузина О. Е. 2009. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения. № 4. С. 157–177.
Левушкин К. В., Любушкин Д. С. и др. 2018. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России: методическое пособие. М.: Изд-во Ю. Калашнова, АйТи Агентство ОС3. С. 156.
Левшина Е. В. 2019. Финансовая грамотность населения в России: проблемы и перспективы. Вестник экономической теории. № 11. С. 57–64.
Лукьянова Н. Ю., Зонин Н. А., Щепкова И. В., Тищук М. О. 2020. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. № 1. С. 107–118.
Министерство финансов России. 2023. Больше половины россиян хотят лучше разбираться в финансовых вопросах и повысить уровень финансовой грамотности // Официальный сайт. https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38537-bolshe_poloviny_rossiyan_khotyat_luchshe_razbiratsya_v_finansovykh_voprosakh_i_povysit_uroven_finansovoi_gramotnosti (дата обращения 11.03.23).
Моисеева Д. В. 2017. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: автореф. дис. … канд. социолог. Наук. Волгоград. 26 c.
Молоканов В. М. 2011. Методический инструментарий прогнозирования финансовой отчетности (на примере изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» студентами экономических вузов) // Научный вестник Волгоградской академии государственного управления. Серия: Экономика. № 2. С. 97–101.
О государственной политике в сфере финансового просвещения населения Краснодарского края (с изменениями на 23 декабря 2022 года): закон Краснодарского края от 18.07.2016 N 3424-КЗ // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/438979553?section=text (дата обращения 11.03.23).
Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Повышение финансовой грамотности населения в Свердловской области на 2018–2023 годы» (с изменениями на 8 июня 2023 года): Постановление Правительства Свердловской области от 29.11.2018 № 846-ПП // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/550269982?section=text
Об утверждении Региональной программы по повышению финансовой грамотности жителей Республики Бурятия на 2019–2023 годы: Распоряжение правительства Республики Бурятия от 08.02.2019 № 65-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/553107187?section=text
Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/436770389 (дата обращения 11.03.23).
Паатова М. Э., Даурова М. Ш. 2014. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2. С.173–175.
Рудакова О. В., Лукьянов В. В. 2018. Финансовая грамотность населения: Россия на фоне мировых тенденций // Экономическая среда. № 1. С. 35-41.
Рыжановская Л. Ю. 2010. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития // Финансовый журнал. № 4. С. 151–158.
Самородова И. А. 2015. Повышение финансовой грамотности населения как фактор усиления спроса на инновационные банковские услуги // Экономика и бизнес: теория и практика. № 1. С. 90–93.
Сенченков Н. П., Цыганкова А. Н. 2021. К вопросу о трактовке понятия «финансовая грамотность». // Вестник Череповецкого государственного университета. № 3. С. 211–219.
Центральный банк Российской Федерации. 2018. Обзор состояния финансовой доступности в Российской Федерации. https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/25684/review_24122019.pdf (дата обращения 11.03.23).
Шимширт Н. Д., Копилевич В. В. 2019. Теоретические основы и проблемы реализации программ повышения финансовой грамотности студентов вузов в современных условиях // Глобальные и региональные исследования. Том 1. № 4. С. 186–194.
Шишкина Д. А., Шитов Н. С. 2017. Влияние сегмента инновационных финансовых технологий на сектор банковских услуг // Современные тенденции развития науки и технологий. № 3-13. С. 137–140.
Atkinson A., Messy F. A. 2012. Measuring Financial Literacy: Results of the OECD INFE Pilot Study // OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions. No. 15. 72 р.
Australia and New Zealand Banking Group. 2008. ANZ survey of adult financial literacy in Australia. https://www.anz.com/Documents/AU/Aboutanz/AN_5654_Adult_Fin_Lit_Report_08_Web_Report_full.pdf (дата обращения 11.03.23).
Beal D., Delpachitra S. B. 2003. Financial literacy among Australian university students // Economic Papers. Vol. 22. No. 1. Pp. 65-78. https://doi.org/10.1111/j.1759-3441.2003.tb00337.x (дата обращения 11.03.23).
Borden L., Lee S., Serido J., Collins D. 2008. Changing college students’ financial knowledge, attitudes, and behavior through seminar participation // Journal of Family and Economic Issues. Vol. 29. Pp. 23–40. https://doi.org/10.1007/s10834-007-9087-2 (дата обращения 11.03.23).
Bucher-Koenen T., Lusardi A. 2011. Financial Literacy and Retirement Planning in Germany. Journal of Pension Economics and Finance. Vol. 10. No. 4. Pp. 565–584. https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-pension-economics-and-finance/article/abs/financial-literacy-and-retirement-planning-in-germany/7FB419D3977D78EFB57F6BD851E10060 (дата обращения 11.03.23).
Christelis D., Jappelli T., Padula M. 2010. Cognitive Abilities and Portfolio Choice // European Economic Review. Vol. 54. No. 1. Pp. 18–38. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2009.04.001 (дата обращения 11.03.23).
Danes S., Haberman H. 2007. Teen financial knowledge, selfefficacy, and behavior: a gender view // Journal of Financial Counseling and Planning. Vol. 18. No. 2. Pp. 48–60.
Demirgüç-Kunt A., Beck T., Honohan P. 2008. Finance For All? Policies and Pitfalls in Expanding Access. (A World Bank policy research report). World Bank. https://www.researchgate.net/publication/254436993_Finance_for_All_Policies_and_Pitfalls_in_Expanding_Access (дата обращения 11.03.23).
Global Financial Literacy Excellence Center. National Financial Capability Study. What is the NFCS. https://gflec.org/initiatives/national-financial-capability-study/ (дата обращения 11.03.23).
Grable J., Lytton R. 2023. The Moderating Effect of Financial Knowledge on Financial Risk Tolerance // Journal of Risk and Financial Management. Vol. 16. No. 2. Art. 137. https://doi.org/10.3390/jrfm16020137 (дата обращения 11.03.23).
Graham P. 1980. Whither the equality of educational opportunity? // Daedalus. Vol. 109. No. 3. Pp. 115–132.
Kempson E. 2009. Framework for the Development of Financial Literacy Baseline Surveys: A First International Comparative Analysis. https://www.researchgate.net/publication/46456766_Framework_for_the_Development_of_Financial_Literacy_Baseline_Surveys_A_First_International_Comparative_Analysis (дата обращения 11.03.23).
Klapper L., Lusardi A., Van Oudheusden P. 2015. Financial Literacy around the World: Insights from the Standard & Poor’s Ratings Services Global Financial Literacy Survey. Washington DC. https://gflec.org/wp-content/uploads/2015/11/Finlit_paper_16_F2_singles.pdf (дата обращения 11.03.23).
Lusardi A. 2009. Financial literacy: an essential tool for informed consumer choice? NBER Working Paper Series Financial. http://www.nber.org/papers/w14084 (дата обращения 11.03.23).
Lusardi A., Mitchell O. 2011. Financial Literacy Around the World: An Overview // Journal of Pension Economics and Finance. Vol. 10. No. 4. Pp. 497–508. https://doi.org/10.1017/S1474747211000448 (дата обращения 11.03.23).
Mandell L., Klein L. S. 2009. The Impact of Financial Literacy Education on Subsequent Financial Behavior // Journal of Financial Counseling and Planning. Vol. 20. No. 1. Pp. 15–24. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ859556.pdf (дата обращения 11.03.23).
Noctor M., Stoney S, Stradling R. 1992. Financial Literacy: A Discussion of Concepts and Competences of Financial Literacy and Opportunities for its Introduction into Young People’s Learning, Report prepared for the National Westminster Bank, National Foundation for Education Research, London.
OECD/INFE. 2016. International Survey of Adult Financial Literacy Competencies. Paris, OECD Publishing. https://www.oecd.org/finance/OECD-INFE-International-Survey-of-Adult-Financial-Literacy-Competencies.pdf (дата обращения 11.03.23).
Remund D. L. 2010. Financial Literacy Explicated: The case for a definition of an increasingly complex economy // Journal of Consumer Affairs. Vol. 44. No. 2. Pp. 276–295. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.2010.01169.x (дата обращения 11.03.23).
Schagen S., Lines A. 1996. Financial Literacy in Adult Life: A Report to the Nut West Group Charitable Trust. National Foundation for Educational Research, Slough, Berkshire.
Schuchardt J., Hanna S., Hira T., Lyons A., Palmer L., Xiao J. 2009. Financial literacy and education research priorities // Journal of Financial Counseling and Planning. Vol. 20. No. 1. Pp. 84-95. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ859569.pdf (дата обращения 11.03.23).
The World Bank. 2014. International Bank for Reconstruction and Development. Financial Inclusion. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/225251468330270218/pdf/Global-financial-development-report-2014-financial-inclusion.pdf (дата обращения 11.03.23).
Urban C., Schmeiser M., Collins J. M., Brown A. 2020. The effects of high school personal financial education policies on financial behavior // Economics of Education Review. Vol. 78. Art. 101786. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2018.03.006
Vitt L. A., Anderson C., Kent J., Lyter D. M., Siegenthaler J. K., Ward J. 2000. Personal Finance and the Rush to Competence: Financial Literacy Education in the U.S. ISFS. URL: https://www.isfs.org/documents-pdfs/rep-finliteracy.pdf (дата обращения 11.03.23).
Willis L.E. 2008. Against financial literacy education. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1105384 (дата обращения 11.03.23).
Worthington A. 2004. The distribution of financial literacy in Australia. Queensland University of Technology. https://www.researchgate.net/publication/24120155_The_Distribution_of_Financial_Literacy_in_Australia (дата обращения 11.03.23).
Worthington A. 2006. Predicting financial literacy in Australia // Financial Services Review. Vol. 15. No. 1. Pp. 59–79. https://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1124&context=commpapers (дата обращения 11.03.23).
Xiao J., O’Neill B. 2018. Increasing Financial Fitness: 20 Recommended Practices and Their Frequency of Performance // Journal of Family & Consumer Sciences. Vol. 110. No. 2. Pp. 21–28. https://www.researchgate.net/publication/327937901_Increasing_Financial_Fitness_20_Recommended_Practices_and_Their_Frequency_of_Performance (дата обращения 11.03.23).