Предпринимательство в оценках студентов СПО региона: социальные установки и гендерная специфика

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2023. Том 9. № 3 (35)

Название: 
Предпринимательство в оценках студентов СПО региона: социальные установки и гендерная специфика


Для цитирования: Хайруллина Н. Г., Омаров Э. З., Амбрушкевич К. В. 2023. Предпринимательство в оценках студентов СПО региона: социальные установки и гендерная специфика // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 9. № 3. С. 26–42. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2023-9-3-26-42

Об авторах:

Хайруллина Нурсафа Гафуровна, доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, nursafa@inbox.ru
Омаров Эдуард Закирович, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательства, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, business@utmn.ru
Амбрушкевич Константин Владимирович, аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, ambrushkevichk@mail.ru

Аннотация:

Развитие молодежного предпринимательства представляет собой одно из ключевых направлений отечественной социально-экономической политики, реализуемое в настоящее время посредством ряда государственных программ. Особое внимание сегодня уделяется студенческой молодежи. Чаще всего речь идет о студентах вузов, учащиеся же системы среднего профессионального образования, обеспечивающие экономику квалифицированными специалистами среднего звена, остаются без должного внимания, что актуализирует их социологическое исследование. В работе представлены результаты опроса, проведенного среди обучающихся по программам СПО Тюменского индустриального университета. Проведено сопоставление с результатами опросов аналитического центра НАФИ по аналогичной тематике. Изучение когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов, отношения студентов к предпринимательству, а также выделение гендерной специфики позволили выстроить картину изучаемого аспекта. В частности, показано, что на фоне высокого интереса к предпринимательской деятельности современная молодежь не всегда стремится реализовать свой потенциал в бизнесе. Продемонстрированы сферы, в которых молодежь потенциально готова открывать свой бизнес, и препятствия, которые могут усложнять этот процесс. Гендерная специфика оценок молодежи проявляется в характере мотивации, а также различном выборе сфер для потенциального создания своего дела. Результаты могут представлять интерес для региональных органов власти для совершенствования политики, направленной на развитие молодежного предпринимательства.

Список литературы:

12% потенциальных предпринимателей среди молодёжи хотели бы открыть высокотехнологичный бизнес // Аналитический центр НАФИ. Отчет от 8 февраля 2023 года. URL: https://nafi.ru/analytics/12-potentsialnykh-predprinimateley-sredi-molodyezhi-khoteli-by-otkryt-vyso... (дата обращения: 25.07.2023).

Волков С. 2020. Креативная экономика и креативное предпринимательство: академическое измерение // Общество и экономика. № 11. С. 21–30.

Волкова А. С., Кудаева М. М. 2021. Мотивация молодежного предпринимательства и стимулирование ее формирования // Экономика труда. № 11. С. 1331–1342.

Добрякова М. С. и др. (ред.). 2020. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики. 472 c.

Жохова В. В. 2015. Социальное предпринимательство: типология видов // Вестник ТГЭУ. № 4. С. 89–105.

Ко дню молодежи: как подростки и молодые люди относятся к предпринимательской деятельности // Аналитический центр НАФИ. Отчет от 27 июня 2021 года. URL: https://nafi.ru/analytics/ko-dnyu-molodezhi-kak-podrostki-i-molodye-lyudi-otnosyatsya-k-predprinimat... (дата обращения: 25.07.2023).

Малое и среднее предпринимательство // Сайт «Национальные проекты России». URL: https://национальныепроекты.рф/projects/msp (дата обращения: 25.07.2023)

Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. 2022. Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3. С. 45–66. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2090.

Мустафина З. Ш. 2021. Становление роли человеческого капитала в рамках развития системы профессионально-технического образования // Финансовые рынки и банки. № 2. C. 31–34.

Подшивалова М. В., Смаилов С. Т. 2021. Технологическое предпринимательство: проблемы идентификации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. № 4. С. 155–163.

Потапова О. Н., Погорелова А. Ю., Пузыня Т. А. 2022. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования // Современная конкуренция. Том 16. № 2. С. 128–143. https://doi.org/10.37791/2687-0649-2022-16-2-128-143

Приказ Министерства труда и социальной защиты от 2 ноября 2015 г. № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» // Портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/71238216/ (дата обращения: 25.07.2023).

Широкова Г. В., Богатырева К. А., Ласковая А. К., Карпинская Э. О. 2019. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. Россия 2018. Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента СПбГУ. 52 с. URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf (дата обращения: 25.07.2023).

Bekh O. 2014. Training and Support for Women’s Entrepreneurship: ETF Working Paper / European Training Foundation. https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/m/A6FAE24F1DE8FA27C12580DC005F733D_Women%20entrepreneu....

Brush C., Edelman L. F., Manolova T., Welter F. 2018. A Gendered Look at Entrepreneurship Ecosystems // Small Business Economics. Vol. 53. Pp. 393–408. https://doi.org/10.1007/s11187-018-9992-9

Welter F., Audretsch D., Baker T., Gartner W. B. 2017. Everyday entrepreneurship — a call for entrepreneurship research to embrace entrepreneurial diversity // Entrepreneurship Theory & Practice. Vol. 43. No. 3. P. 311–321.