Человеческие ресурсы с высоким потенциалом в новых экономических условиях: проблемы управления в системе территориального маркетинга

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2023. Том 9. № 2 (34)

Название: 
Человеческие ресурсы с высоким потенциалом в новых экономических условиях: проблемы управления в системе территориального маркетинга


Для цитирования: Симонова Л. М., Зырянова А. С. 2023. Человеческие ресурсы с высоким потенциалом в новых экономических условиях: проблемы управления в системе территориального маркетинга // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 9. № 2 (34). С. 157–177. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2023-9-1-157-177

Об авторах:

Симонова Людмила Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и бизнеса, Финансово-экономический институт, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0003-4858-0940, lsim@utmn.ru

Зырянова Анна Сергеевна, аспирант, кафедра менеджмента и бизнеса, Финансово-экономический институт, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; asz2805@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7322-8423

Аннотация:

Геополитические события и новая экономическая реальность значительно изменили рынок труда и практику управления персоналом, выдвинув в разряд особо значимых категорию талантов — ценных сотрудников с высоким потенциалом. Целью работы является формирование концепции управления человеческими ресурсами с высоким потенциалом в системе территориального маркетинга региона (на примере Тюменской области). В «войне за таланты» регионы традиционно конкурируют за молодежь и молодые семьи с детьми. С учетом двух волн релокаций к категории основных целевых групп следует отнести и мигрантов — бывших жителей региона, проживающих ныне за пределами региона или страны. Именно эта целевая группа находится в фокусе исследования, формируя значимые для региона элементы системы управления талантливыми сотрудниками и ее взаимодействия с факторами внешней среды (регионом). По этой группе был проведен онлайн-опрос (более 100 респондентов), который выявил перспективы участия представителей этого сегмента целевой группы «таланты» в экономике региона и заложил основу бренд-платформы Тюменской области для данной целевой аудитории. В систему управления данным сегментом предложено интегрировать такие инструменты HR-маркетинга, как EJM (Employee Journey Map), EX (Employee Experience) и ERM (Employee Relationship Management).

Список литературы:

Веселко А. 2020. «Новые воротнички»: как навыки стали важнее академического опыта // Теории и практики, 2 апреля 2020 г. https://theoryandpractice.ru/posts/19042-novye-vorotnichki-kak-navyki-stali-vazhnee-akademicheskogo-opyta (дата обращения: 11.03.2023)

Виноградова Е. 2019. Что такое кадровая яма и как в нее не попасть // Ведомости, 20 декабря 2019 г. https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/12/20/819016-kadrovaya-yama (дата обращения: 11.03.2023).

Каныгин П. 2018. Считаем себя великими, а экономику имеем 3% от мировой // Вести образования, 15 февраля 2018 г. https://vogazeta.ru/articles/2018/2/15/economics/2035-schitaem_sebya_velikimi_a_ekonomiku_imeem_3_ot_mirovoy (дата обращения: 11.03.2023).

МакГрегор Д. 2023. 4 самых востребованных навыка на рынке труда: какие умения развить, чтобы заработать // Сетевое издание «Forbes.ru», 3 января 2023 г. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/482448-4-samyh-vostrebovannyh-navyka-na-rynke-truda-kakie-umenia-razvit-ctoby-zarabotat/ (дата обращения: 12.03.2023).

Пинк Д. 2013. Драйв: что на самом деле нас мотивирует. М.: Альпина Паблишер. 272 с.

Anholt S. 2002. Nation-brands and the value of provenance // Destination branding: creating the unique destination proposition. Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann.

Barney J. B. 1991. Firm resources and sustained competitive advantage. // Journal of Management. Vol. 17. No. 1. Pp. 99–120. https://doi.org/10.1177/014920639101700108

Björkman I., Ehrnrooth M., Mäkelä K., Smale A., Sumelius J. 2013. Talent or not? Employee reactions to talent identification // Human Resource Management. Vol. 52. No. 2. Pp. 195–214. https://doi.org/10.1002/hrm.21525

Boudreau J. W., Ramstad P. M., Dowling P. J. 2003. Global talentship: toward a decision science connecting talent to global strategic success // Advances in Global Leadership. Vol. 3. Pp. 63–99. https://doi.org/10.1016/S1535-1203(02)03004-6

Brewster C. 1999. SHRM: The Value of Different Paradigms // Management International Review. Vol. 39. No. 3. Pp. 45–64. https://doi.org/10.1007/978-3-322-90993-0_5

Cappelli P. 2008. Talent on Demand: Managing Talent in an Age of Uncertainty. Harvard Business School Press. 288 p.

Cascio W. F., Boudreau J. W. 2015. The search for global competence: From international HR to talent management // Journal of World Business. Vol. 51. No. 1. Pp. 103–114. http://doi.org/10.1016/j.jwb.2015.10.002

Casse P. 1994. People are not resources // Journal of European Industrial Training. Vol. 18. No. 5. Pp. 23–26. https://doi.org/10.1108/03090599410058962

Collings D. G., Mellahi K. 2009. Strategic talent management: A review and research agenda // Human Resource Management Review. Vol. 19. No. 4. Pp. 304–313. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2009.04.001

Czaller L. 2017. Increasing social returns to human capital: evidence from Hungarian regions // Regional Studies. Vol. 51. No. 3. Pp. 467–477. https://doi.org/10.1080/00343404.2015.
1112898

Dries N. 2013. The psychology of talent management: a review and research agenda // Human Resource Management Review. Vol. 23. No. 4. Pp. 272–285. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2013.05.001

Gennaioli N., Porta R. L., de Silanes F. L., Shleifer A. 2013. Human capital and regional development // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 128. No. 1. Pp. 105–164. https://doi.org/10.1093/qje/qjs050

Helfat C. E., Finkelstein S., Mitchell W., Peteraf M., Singh H., Teece D., Winter S. G. 2007. Dynamic Capabilities: Understanding Strategic Change in Organizations. Malden: Blackwell Publishing.

Kontoghiorghes C. 2016. Linking high performance organizational culture and talent management: satisfaction, motivation and organizational commitment as mediators // International Journal of Human Resource Management. Vol. 27. No. 16. Pp. 1833–1853. https://doi.org/10.1080/09585192.2015.1075572

KPI для регионов. 2019 // РБК+. № 2 Инвестиционный компас. URL: https://plus.rbc.ru/news/5df0a3df7a8aa9802f51725d (дата обращения 12.03.2023)

Malik A. R., Singh P. 2014 ‘High potential’ programs: Let’s hear it for ‘B’ players // Human Resource Management Review. Vol. 24. No. 4. Pp. 330–346. http://doi.org/10.1016/j.hrmr.2014.06.001

Marler J. H., Boudreau J. W. 2017. An evidence-based review of HR Analytics // The International Journal of Human Resource Management. Vol. 28. No. 1. Pp. 3–26. https://doi.org/10.1080/09585192.2016.1244699

McDonnell A., Collings D. G., Mellahi K., Schuler R. 2017. Talent management: a systematic review and future prospects. // European Journal of International Management. Vol. 11. No. 1. Pp. 86–128. https://doi.org/10.1504/EJIM.2017.081253

Penrose E. T. 1959. The Theory of the Growth of the Firm. Basil: Blackwell.

Pere P.-P. 2018. Talent beyond Capitals. Handbook. Stockholm: Future Place Leadership. URL: https://futureplaceleadership.com/wp-content/uploads/2018/03/Talent-Beyond-Capitals-handbook-by-Future-Place-Leadership.pdf (дата обращения 22.06.2023).

Pulse of Profession 2023: Power Skills, Redefining Project Success. 14th edition. PMI. URL:

https://www.pmi.org/learning/thought-leadership/pulse/power-skills-redefining-project-success# (дата обращения 12.03.2023)

Rein I., Kotler P., Haider D. 1993. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States, and Nations. The Free Press.

Rainisto S. K. 2003. Success Factors of Place Marketing: A Study of Place Marketing Practices in Northern Europe and the United States: Doctoral Dissertations 2003/4. Helsinki University of Technology, Institute of Strategy and International Business.

Solow R. 1957. Technical Change and the Aggregate Production Function. // Review of Economics and Statistics. Vol. 39. No. 3. Pp. 312–320. https://doi.org/10.2307/1926047

Sparrow P. R., Makram H. 2015. What is the value of talent management? Building value-driven processes within a talent management architecture // Human Resource Management Review. Vol. 25. No. 3. Pp. 249–263. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2015.04.002

Swailes S. 2013. The ethics of talent management // Business Ethics: A European Review. Vol. 22. No. 1. Pp. 32–46. https://doi.org/10.1111/beer.12007

Temkin B. D. 2010. Mapping the Customer Journey. Forrester Research Inc.

Vaiman V., Scullion H., Collings D. 2012. Talent management decision making // Management Decision. Vol. 50. No. 5. Pp. 925–941. https://doi.org/10.1108/00251741211227663