Организационно-правовые основы развития концепции публичного управления городом

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2023. Том 9. № 2 (34)

Название: 
Организационно-правовые основы развития концепции публичного управления городом


Для цитирования: Муталипов Р. Б. 2023. Организационно-правовые основы развития концепции публичного управления городом // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 9. № 2 (34). С. 109–127. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2023-9-2-109-127

Об авторе:

Муталипов Рахмон Багдадович, помощник судьи, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень);  rakhmon.mutalipov@mail.ru

Аннотация:

В настоящее время большинство отечественных ученых исходят из того, что не существует единой концепции публичного управления городом. Унификация концепции публичного управления городами, в т. ч. частичная унификация, в отечественной науке является дискуссионным вопросом. В настоящей работе выдвинута и проверена гипотеза о том, что можно выделить единые основы концепции публичного управления городом, несмотря на ее специфичность. Также автором определено содержание основ концепции публичного управления городом. Понятия «публичное управление» и «город» в настоящее время в нормах международного права и российском законодательстве не закреплены, в связи с чем предлагается придать им нормативно-правовой характер. Концепции публичного управления городов объединяет то, что они являются документальным выражением публичного управления как единой деятельности, а также направлены на реализацию в городах. В содержание основ изучаемой концепции входят основные цели города и принципы публичного управления городом, которые рекомендуется включить в федеральное законодательство. В базе методологии исследования лежит диалектический метод, который позволил определить основы концепции публичного управления городом. Использование компаративистского (сравнительно-правового) метода способствовало выявлению отличительных признаков, которыми характеризуется концепция публичного управления городом.

Список литературы:

Архитектурно-градостроительная концепция развития территории в северо-восточной части Краснодара. URL: https://niipg.com/ru/projects/445 (дата обращения: 10.02.2023).

Астафичев П. А., Волох В. А., Воронина Н. А. и др. 2021. Юридическая урбанология. Урбанологическая теория: в 2-х тт / под общей ред. В. В. Таболина; Научная школа «городское право и правовые проблемы урбанизации». М.: Юстицинформ. 824 c.

Витковская Т. Б. 2022. Моногород: логика общественных ожиданий и практики политического участия бизнеса // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. № 2. С. 79–85.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ: по сост. на 29.12.2022 г. // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

Дядик В. В., Калугина А. С., Борзых В. Н. 2022. Корпоративная социальная ответственность градообразующего бизнеса моногородов российской Арктики: анализ практик и мотивов (на примере моногородов Мурманской области) // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. № 1 (68). С. 29–41.

Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»: Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8 (дата обращения: 10.02.2023).

Кафидов В. В. 2020. Современные концепции управления: учебник. М.: Креативная экономика. 442 с.

Кожевников С. А., Патракова С. С. 2022. Приоритеты и инструменты обеспечения внутрирегиональной интеграции пространства по линии «город — село» // Вопросы управления. № 2 (75). С. 76–90.

Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1.07.2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Концепция архитектурно-градостроительного развития Пионерского проспекта в городе Анапа. URL: https://niipg.com/ru/projects/444 (дата обращения: 10.02.2023).

Кулай С. В. 2019. Зарубежный опыт модернизации и реструктуризации экономики моногородов // Государственное управление. Электронный вестник. № 73. С. 224–248.

Маркварт Э., Киселева Н. Н., Соснин Д. П. 2022. Система опорных населенных пунктов как механизм управления пространственным развитием: теоретические и практические аспекты // Власть. Том 30. № 2. С. 95–111.

Мартынова С. Э. 2020. Партисипативное принятие городских решений: правовые ожидания граждан // Государственная власть и местное самоуправление. № 12. С. 50–56.

Новая программа развития городов 2016 года ООН. URL: http://unhabitat.ru/publications/newurbanagenda (дата обращения: 10.02.2023).

О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 1.05.2019 г. № 87-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. № 18. Ст. 2211.

О Государственном Совете Российской Федерации: федеральный закон от 8.12.2020 г. № 394-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 50 (ч. III). Ст. 8039.

О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от
28.06.2014 г. № 172-ФЗ: по сост. на 17.02.2023 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ: по сост. на 6.02.2023 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Об утверждении стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 207-р: по сост. на 30.09.2022 г. // Собрание законодательства РФ. 2019. № 7 (ч. II). Ст. 702.

Пояснительная записка «К проекту федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»“». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2023).

Предприятие Группы «Акрон» в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве перечислило Администрации г. Апатиты 152 млн рублей. https://www.acron.ru/press-center/press-releases/200777/ (дата обращения: 10.02.2023).

Таболин В. В. 2012. Правовая теория современного российского города: монография. М.: Издательство «Юрист». 390 с.

Федорова О. В. 2021. Дуализм правовой природы местного самоуправления в контексте конституционной реформы Российской Федерации (на примере местного самоуправления в городе Новосибирске) // Государственная власть и местное самоуправление. № 1. С. 22–25.

Шестой рейтинг эффективности управления в городских округах Российской Федерации: Официальный сайт Агентства политических и экономических коммуникаций. URL: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=91&ELEMENT_ID=8382 (дата обращения: 10.02.2023).

Шумилова Е. Б., Авдеева Е. О., Мхитарян С. А. 2022. Арктические моногорода: вызовы нового времени на примере Воркуты // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. № 2 (10). С. 4–12.

World Cities Report 2020. The Value of Sustainable Urbanization. https://unhabitat.org/sites/default/files/2020/10/wcr_2020_report.pdf (дата обращения: 10.02.2023).