Полномочия конституционных (уставных) советов субъектов РФ как органов правовой охраны Основного закона

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2023. Том 9. № 1 (33)

Название: 
Полномочия конституционных (уставных) советов субъектов РФ как органов правовой охраны Основного закона


Для цитирования: Курятников В. В. 2023. Полномочия конституционных (уставных советов субъектов РФ как органов правовой охраны Основного закона // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 9. № 1. С. 92–108. https://dx.doi.org/10.21684/2411-7897-2023-9-1-92-108

Об авторе:

Курятников Виталий Владимирович, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск); kuryatnikov74@gmail.com; ORCID:0000-0002-1092-3111

Аннотация:

Конституционный (уставный) совет — новый государственный орган субъекта РФ, призванный заменить упраздненные с 2023 г. региональные органы конституционной юстиции. Однако статус совета не только не детализирован в федеральном законодательстве, но и порождает противоречивые подходы в юридической науке. Неясно, должен ли и может ли конституционный (уставный) совет стать конституционным контрольным, или конституционным надзорным, или каким-то еще органом. Соответственно, неясно, каким набором полномочий он должен обладать. С учетом результатов применения исторического и сравнительно правового методов исследования, а также с опорой на практику создания конституционных советов в республиках Якутия, Башкирия и Адыгея делается вывод о главном назначении конституционных (уставных) советов — обеспечивать верховенство и прямое действие Основного закона субъекта РФ и осуществлять его правовую охрану. Обеспечение этой цели предполагает наличие у подобных органов прежде всего полномочий по нормоконтролю; по толкованию конституции (устава) субъекта РФ; по разрешению споров между высшими органами власти субъекта РФ. Вместе с тем анализ законов об уже созданных конституционных советах показывает, что, обладая полномочием осуществлять нормоконтроль в отношении всех нормативных актов субъекта РФ и органов местного самоуправления, признавая их неконституционными, они не обладают правом лишать их юридической силы, поскольку такие решения носят рекомендательный характер. Право толкования Основного закона предоставлено только конституционным советам в Якутии и Башкирии. Однако его нельзя именовать официальным (юридически обязательным) толкованием, так как результаты также носят рекомендательный характер (тем более что Конституционный совет Башкирии готовит лишь проект такого толкования). Полномочие по разрешению споров в законах о статусе конституционных советов в Якутии, Башкирии и Адыгее отсутствует. Делается вывод о неэффективности имеющихся в субъектах РФ средств правовой охраны Основного закона субъекта РФ. Предлагаются механизмы, которые обеспечат результативность решений конституционных (уставных) советов о признании нормативных правовых актов противоречащими Основному закону субъекта РФ. Обосновывается исключительность права советов давать официальное нормативное толкование конституции (уставу) субъекта РФ.

Список литературы:

Бредихин А. Л., Проценко Е. Д. 2021. Официальное толкование права в Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. Т. 21. № 5. С. 13–20.

Брежнев О. В. 2015. Разрешение споров о компетенции как полномочие конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право№ 6. С. 47–50.

Брежнев О. В. 2022. Правовой статус конституционного (уставного) совета субъекта Российской Федерации: первый опыт законодательного регулирования // Государственная власть и местное самоуправление№ 11. С. 32–36.

Варфоломеева Н. П. 2007. Конституционно-правовая природа и механизм разрешения споров о компетенции органов государственной власти: дис. … канд. юрид. наук. Самара. 210 с.

Василевич Г. А., Остапович И. Ю. 2020. Особенности нормотворческой активности Конституционного Суда России, Конституционного Суда Беларуси и Конституционного Совета Казахстана // Вестник Томского государственного университета. № 450. С. 191–205.

Иванова Е. Л. 2022. К вопросу о компетенции конституционных (уставных) советов при законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал. Т. 23. № 1 (87). С. 50–59.

Казанцев А. О., Савоськин А. В. 2020. История создания Уставного Суда Свердловской области (к 25-летию Устава Свердловской области) // Журнал конституционного правосудия. № 2. С. 19–22.

Кобзарь Д. А. 2005. Судебное разрешение конституционно-правовых споров о компетенции в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М. 207 с.

Конституционный судебный процесс: учебник для бакалавриата / отв. ред. М. С. Саликов. 2023. М.: Норма: ИНФРА-М. 368 с.

Конституционный судебный процесс: учебник для бакалавриата / отв. ред. М. А. Митюков, В. В. Комарова. 2019. М.: Норма: ИНФРА-М. 352 с.

Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 года (с изменениями на 15 июня 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/804932122

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595

Крутоголов М. А., Крылов Б. С., Ледях И. А., Леонюк Е. Ф., Мамаев В. А. 1966. Буржуазные конституции в период общего кризиса капитализма. М.: Наука. 335 с.

Кургузиков М. С. 2016. Конституционный контроль в странах содружества независимых государств: сравнительно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург. 242 с.

Малютин Н. С. 2015. Исчерпан ли интерпретационный потенциал региональной конституционной юстиции в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. № 5. С. 13–19.

Несмеянова С. Э. 2004. Теоретико-правовое исследование конституционного судебного контроля в РФ: дис. ... доктора юрид. наук. Екатеринбург. 476 с.

Никитина А. В. 2013. Споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие и механизмы разрешения // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права№ 6. С. 37–52.

Никитина А. В. 2016. Проблемы разрешения споров о компетенции в порядке конституционного судопроизводства // Вопросы современной юриспруденции№ 59. С. 69–75.

О Конституционном совете Республики Адыгея: Закон Республики Адыгея от 28.04.2022 № 66 // Официальный портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0100202205010012

О Конституционном совете Республики Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 21 ноября 2022 года №625-з // Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан. Официальный информационный портал. URL: https://gsrb.ru/upload/iblock/c4b/z_625_20221121.pdf

О Конституционном совете Республики Саха (Якутия): Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26.05.2021 № 2356-3 № 623-VI // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/574747374

О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве: Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 года № 16-з № 363-II // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/550103176

О Регламенте Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея (с изменениями на 29 декабря 2022 года): Постановление Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея от 05 декабря 2012 № 479-ГС // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/453124105

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Забродина Петра Ивановича: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 10.04.1997 № 60-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Петров А. А. 2022. Новые перспективы судебного конституционного нормоконтроля в свете конституционной реформы 2020 года // Материалы седьмого Уральского Форума конституционалистов. Екатеринбург. С. 254–264.

Половченко К. А. 2017. Разрешение споров о компетенции как полномочие Конституционного Суда // Пробелы в российском законодательстве№ 6. С. 62–66.

Устян Э. А. 2022. Конституционная реформа 2020: новеллы правового регулирования конституционного нормоконтроля // Инновации. Наука. Образование№ 50. С. 1304–1309.

Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 52. Ст. 8973.

Федеральный закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Хохлова Е. П. 2022. Конституционная юстиция в субъектах Российской Федерации: от конституционных (уставных) судов к конституционным (уставным) советам // Эволюция российского права. Материалы XX Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. Екатеринбург. С. 1078–1085.

Худолей К. М. 2011. Полномочия Конституционного Суда РФ: проблемы теории и практики конституционного правосудия // Вестник Пермского университета. № 2 (12). С. 71–84.