Современное государственно-территориальное устройство российской федерации: правовые проблемы отечественного федерализма

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2022. Том 8. № 4 (32)

Название: 
Современное государственно-территориальное устройство российской федерации: правовые проблемы отечественного федерализма


Для цитирования: Федорец М. Н. Современное государственно-территориальное устройство Российской Федерации: правовые проблемы отечественного федерализма / М. Н. Федорец // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 4 (32). С. 97-112. DOI: 10.21684/2411-7897-2022-8-4-97-112

Об авторе:

Федорец Максим Николаевич, соискатель кафедры теоретических и публично-правовых дисциплин, Тюменский государственный университет; memphis72@mail.ru

Аннотация:

В статье анализируются современные особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации. Автор рассматривает эволюцию становления и развития отечественного федерализма, выявляет его характерные свойства, которые находят свое выражение в отношениях между федеральным центром и регионами (субъектами Российской Федерации), а также в сложившейся специфике конституционно-правового статуса некоторых субъектов Российской Федерации. В сравнительно-правовом аспекте, с учетом опыта некоторых зарубежных государств, выявляется функциональное назначение федеральных территорий, как особых государственно-территориальных единиц. Сопоставляя правовой статус федеральных территорий за рубежом, автор высказывает свое видение относительно тех вопросов, которые должны найти свое отражение в процедуре образования федеральных территорий в Российской Федерации. К числу особенностей государственного устройства Российской Федерации относится существование федеральных округов, как административно-управленческих единиц, которые выступают связующим звеном между федеральным центром в лице Президента Российской Федерации и главами субъектов Федерации, как представителями соответствующих регионов. Подводя итог своему исследованию, автор прогнозирует возможные пути конституционно-правовых изменений государственно-территориального устройства Российской Федерации, эффективность которых во многом будет зависеть от разработки комплексной концепции, направленной на модернизацию отечественной модели федерализма. В основе этой концепции должны быть положены принципы, соблюдение которых позволит выбрать оптимальный вариант модернизации государственно-территориального устройства Российской Федерации, что позволит решить ряд проблем российского федерализма и конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. К числу таковых принципов автор относит сокращение числа субъектов Федерации, выравнивание их юридического статуса, разграничение предметов ведения и полномочий с учетом степени финансово-материальной самостоятельности субъектов Федерации в решении ряда вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.

Список литературы:

  1. Авдеев Д. А. Российское конституционное право [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. А. Авдеев. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. 276 с.
  2. Авдеев Д. А. Современные проблемы российского федерализма / Д. А. Авдеев // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6 (109). С. 243-246.
  3. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А. С. Автономов. Москва: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. 552 с.
  4. Бухвальд Е. М. Федеральные территории как новация политики пространственного развития в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд // Теория и практика общественного развития. 2021. № 3. С. 44-46.
  5. Глигич-Золотарева М. В. Теория и практика федерализма: системный подход /
    М. В. Глигич-Золотарева; Научный редактор Н. М. Добрынин. Новосибирск: Наука, 2009. 640 с.
  6. Гуляков А. Д. Становление и развитие федерализма: сравнительное и историко-правовое исследование основных федеративных моделей (конец XVIII — начало XXI в.): автореф. дисс. … докт. юрид. наук / А. Д. Гуляков. Саратов, 2022. 59 с.
  7. Добрынин Н. М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации: автореф. дисс. … докт. юрид. наук / Н. М. Добрынин. Тюмень, 2004. 57 с.
  8. Добрынин Н. М. Российский федерализм: онтологическая состоятельность модели государственного устройства как фактор солидаризации народа в условиях «необъявленной» экономической войны со стороны «коллективного Запада» / Н. М. Добрынин // Государство и право. 2022. № 8. С. 21-33.
  9. Закон РФ от 17.06.1992 № 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 16.07.1992, № 28. Ст. 1618.
  10. Ирхин И. В. Федеральные территории и федеральные округа: смешение конституционно-правовых моделей / И. В. Ирхин // Журнал зарубежного законодательства
    и сравнительного правоведения. 2017. № 6. С. 30-37.
  11. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М. В. Баглая,
    Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. 976 с.
  12. Кремянская Е. А. Проблемы и перспективы развития федерализма в Российской Федерации: автореф. дисс. … докт. юрид. наук / Е. А. Кремянская. Москва, 2003.
    24 с.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П «По делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 5, 1997.
  14. Сибилева А. Ю. К вопросу о правовом статусе федеральных территорий / А. Ю. Сибилева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. 2020. Т. 6 (72). № 3. С. 49-56.
  15. Собрание законодательства РФ, 2020. № 52 (Ч. I). Ст. 8583.
  16. Федорец М. Н. Федеральные округа: значимость и роль в государственно-территориальном устройстве Российской Федерации / М. Н. Федорец // Государство и право. 2018. № 10. С. 136-140.