Цифровые компетенции команд проектов трансформации университетов разных стран

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2022. Том 8. № 4 (32)

Название: 
Цифровые компетенции команд проектов трансформации университетов разных стран


Для цитирования: Апенько С. Н. Цифровые компетенции команд проектов трансформации университетов разных стран / С. Н. Апенько // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 4 (32). С.6-22. DOI: 10.21684/2411-7897-2022-8-4-6-22

Об авторе:

Апенько Светлана Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского; apenkosn@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-7618-3961

Аннотация:

На данный момент многие авторы исследуют вопросы цифровизации университетов и необходимости развития цифровых компетенций. Также активно обсуждается важность перевода проектной деятельности на цифровую платформу. Однако проблема отсутствия обоснованных цифровых компетенций для команд проектов трансформации университетов актуальна и пока не решена в полной мере во многих странах. В соответствии с этой целью излагаемого в статье исследования стало выявление совокупности цифровых компетенций, наиболее значимых для выполнения проектов трансформации университетов разных стран. Научная гипотеза, проверяемая в процессе исследования, звучит как предположение о том, что для успешности проектов трансформации требуется определенная совокупность цифровых компетенций членов команд и их значимость в общей структуре компетенций высока. Выводной гипотезой стало утверждение о том, что цифровые инструменты и соответствующие цифровые компетенции используются университетами на данный момент в недостаточной степени. Исследование проведено в 2021-2022 гг. в два этапа с использованием методов полуструктурированного интервью и анкетирования. Анкетный опрос проведен в четырех странах — в России, Грузии, Сербии, Иране. Анкетированием охвачено 203 эксперта — представителей университетов этих стран, имеющих богатый опыт проектной деятельности. Интервью проведено с 116 представителями административно-управленческого состава пяти крупных университетов России. По результатам исследования можно выделить следующие пункты: во-первых, подтверждено влияние компетенций на успешность проектов трансформации университетов; во-вторых, выявлена высокая значимость цифровых компетенций в структуре иных групп компетенций, требуемых для команд проектов трансформации университетов; в-третьих, приведены факты, свидетельствующие о том, что цифровые компетенции используются, но в недостаточно высокой степени. Данные результаты обладают научной новизной, т. к. они способствуют развитию концепции компетентностного подхода, уточняя цифровые компетенции, а также развитию проектного менеджмента, уточняя требования к качественным параметрам команд проектов в условиях цифровизации университетов. Практическая значимость исследования в том, что университеты получают информацию о направлениях развития цифровых компетенций команд проектов трансформации.

Список литературы:

  1. Антохина Ю. А. Нормативно-техническое и организационное обеспечение управления проектами технического университета / Ю. А. Антохина, З. А. Фокина // Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 4. С. 49-56.
  2. Бабин Е. Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды / Е. Н. Бабин // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 6 (118). С. 44-54.
  3. Ильина Е. А. Концепция оценки научно-технических компетенций проектных команд, научных организаций и вузов с использованием уровней готовности / Е. А. Ильина, Ю. В. Мотькина, П. В. Сушков // Экономика науки. 2020. № 1-2. С. 11-21.
  4. Колобова И. Н. Компетентностный подход в управлении персоналом / И. Н. Колобова // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 7-6 (16). С. 66-69.
  5. Кибанов А. Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова, О. Л. Чуланова. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2020. 156 с.
  6. Лайл М. Cпенсер-мл. Компетенции на работе / М. Лайл Спенсер-мл., С. М. Спенсер. Пер. с англ. Москва: HIPPO, 2005. 384 с.
  7. Ларионов В. Г. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции / В. Г. Ларионов, Е. Н. Шереметьева, Л. А. Горшкова // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61-69.
  8. Мельникова Н. А. Управление социокультурными проектами в современном университете / Н. А. Мельникова, Э. В. Васильева // Человек и культура. 2017. № 2. С. 41-48.
  9. Мостовщикова И. А. Методическое обеспечение управления человеческими ресурсами инновационных проектов предприятия / И. А. Мостовщикова, И. А. Соловьева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2021. № 2. С. 140-151.
  10. Петрова Е. В. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом / Е. В. Петрова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 1-2. С. 76-79.
  11. Прокофьев А. В. Цифровизация университета: угрозы и возможности / А. В. Прокофьев // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 10-32.
  12. Ручкин А. В. Управление проектами: Основные определения и подходы /
    А. В. Ручкин, О. М. Трофимова // Вопросы управления. 2017. № 3 (46). С. 121-128.
  13. Сазонова М. В. Модели управления проектами / М. В. Сазонова, А. А. Сазонов // Фундаментальные и прикладные исследования: Проблемы и результаты. 2016.
    № 24. С. 180-186.
  14. Соколов Д. В. Цифровые компетенции в инновационной экономике / Д. В. Соколов // Управление наукой: теория и практика. 2021. № 4. С. 74-80.
  15. Сорокин А. В. Компетенции участников проектного управления инновационной деятельностью / А. В. Сорокин // Наука и инновации. 2017. № 168. С. 40-41.
  16. Токарева М. В. Цифровая компетенция ли цифровая компетентность / М. В. Токарева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021.
    № 4 (52). С. 133-140.
  17. Федосеева А. И. Методические аспекты формирования команды проекта /
    А. И. Фелосеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-2. C. 137-139.
  18. Хачатурова С. С. Основы управления проектами / С. С. Хачатурова // Наука, техника и образование. 2016. № 9 (27). С. 59-60.
  19. Чуланова О. Л. Компетенции управленческого персонала организации как фактор повышения ее эффективности в соответствии со стратегическими целями /
    О. Л. Чуланова // Вестник евразийской науки. 2016. № 6 (37). С. 36-39.
  20. Шарипова О. М. Мультиметодный подход к построению модели компетенций персонала / О. М. Шарипова // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2020. № 5 (113).
    С. 96-108.
  21. Шибанкова Л. А. Человеческий капитал университета: формирование и развитие в эпоху цифровизации / Л. А. Шибанкова // КПЖ. 2020. № 3 (140). С. 19-27.
  22. Шкунова А. А. Ключевые компетенции менеджеров проекта: Российская специфика / А. А. Шкунова, М. П. Прохорова, А. Г. Сероглазова, А. В. Назарова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 66-72.