ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2022. Том 8. № 3 (31)

Название: 
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА


Для цитирования: Рудман М. Н. Проблемы развития системы конституционного контроля в субъектах Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года / М. Н. Рудман, А. Р. Туриянов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 3 (31). С. 95-109. DOI: 10.21684/2411-7897-2022-8-3-109-123 

Об авторах:

Рудман Марк Наумович, кандидат исторических наук, магистр права, доцент кафедры теории государства и права, Институт права, Башкирский государственный университет (г. Уфа); markrudman@yandex.ru

Туриянов Артур Разимович, ведущий юрисконсульт, МКУ «Центр организации и проведения конкурсных процедур» (г. Уфа); artur.aspir@mail.ru

Аннотация:

В статье анализируются предпосылки конституционной реформы 2020 г., упразднившей институт конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. Авторами выявляются значение и факторы развития региональной конституционной юстиции, рассматриваемого как один из фундаментальных элементов российского конституционного федерализма. Приведен подробный анализ аргументов в пользу ликвидации органов конституционной юстиции субъектов РФ, которые не содержат вариантов обеспечения эффективного конституционного контроля на уровне регионов, что представляется отражением низкой заинтересованности общества в сохранении конституционного строя. В качестве ведущей причины ликвидации региональных конституционных и уставных судов выделяется отсутствие политического запроса на их деятельность в силу неразвитости российского федерализма. Новизна статьи заключается в выявлении взаимосвязи между развитием конституционной юстиции в субъектах РФ и политической стабильностью конституционного строя российского государства. Автор подчеркивает значение возможности учреждения органов конституционной юстиции в субъектах РФ для развития отечественного конституционализма, которая сохраняется на основе действующего конституционного законодательства. При этом отмечается, что предлагаемая в рамках конституционной реформы 2020 г. модель с подчинением региональных органов конституционной юстиции представительным органам субъектов федерации нарушает конституционный принцип независимости судебной власти. В статье выдвигается гипотеза о том, что развитие конституционной основы российского федерализма опирается на стабильность конституционного и уставного законодательства регионов. Следовательно, эффективность регионального конституционного контроля представляет собой фундаментальную основу существующего конституционного строя. Поэтому осуществляющие такой контроль учреждения должны быть выведены из непосредственного подчинения представительным органам субъектов федерации.

Список литературы:

  1. Авакьян С. А. Юбилей Конституционного Суда Российской Федерации: некоторые итоги и размышления / С. А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10. С. 2-4.
  2. Григорьева Н. В. Исторические этапы формирования органов конституционного контроля в России / Н. В. Григорьева // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 65. С. 5-12.
  3. Евлоев И. М. Ликвидация конституционных (уставных) судов субъектов РФ: закономерность или ошибка? / И. М. Евлоев // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 10. С. 141-150.
  4. Евстифеев Д. М. Некоторые проблемы становления региональной конституционной юстиции / Д. М. Евстифеев // Российский юридический журнал. 2001. № 4. С. 139-140.
  5. Закон Республики Бурятия от 9 мая 2018 г. № 2938-V «Об упразднении Конституционного Суда Республики Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 24 апреля 2018 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.01.2021).
  6. Закон РФ 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5.04.2005 № 33-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.01.2021).
  7. Конституционный закон Республики Тыва от 11 января 2019 г. № 30-КЗРТ «Об упразднении Конституционного суда Республики Тыва и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Тыва» (принят Верховным хуралом (парламентом) РТ 26 декабря 2018 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.01.2021).
  8. Мамонов В. В. Конституционная культура - основа российского государства / В. В. Мамонов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1. С. 55-61.
  9. Несмеянова С. Э. Актуальные проблемы конституционной юстиции / С. Э. Несмеянова // Вопросы управления. 2013. № 1. С. 204-207.
  10. Питиримова А. О. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: невостребованный элемент в системе органов региональной государственной власти или ее модернизация? / А. О. Питиримова // Эволюция российского права. Материалы XIX Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 29–30 апреля 2021 г. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2021. С. 1645-1650.
  11. Постановление Конституционного суда Республики Башкортостан по делу о толковании отдельных положений статьи 132 и статьи 135 Конституции Республики Башкортостан от 26 ноября 1998 г. № 8-П // Советская Башкирия. 1998. 3 декабря.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 2.
  13. Проблемы конституционной юстиции субъектов Российской Федерации: беседа профессора М. А. Митюкова (Москва) и доцента А. В. Безрукова // Российский юридический журнал. 2009. № 4. С. 34-46.
  14. Савоськин А. В. Возможно ли упразднение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации? / А. В. Савоськин, А. О. Казанцев // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1108-1114.
  15. Саликов М. С. Федеративный строй России: понятие и содержание / М. С. Саликов // Юридический вестник ДГУ. 2018. № 1. С. 53-61.
  16. Саломатин А. Ю. Региональная конституционная юстиция — завоевание судебного федерализма или системная ошибка? / А. Ю. Саломатин, А. Д. Гуляков, А. В. Дунаев // Российская юстиция. 2016. № 7. C. 45-48.
  17. Степшина А. В. Региональная конституционная юстиция в российской федерации: актуальные проблемы и пути их решения / А. В. Степшина // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2019. № 4. С. 92-98.
  18. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).
  19. Федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).
  20. Худолей К. М. Некоторые сожаления о ликвидации конституционных (уставных) судов субъектов РФ / К. М. Худолей // EX JURE. 2021. № 3. С. 95-105.
  21. Эбзеев Б. С. Конституционное правосудие в России: системность и роль в обеспечении единства и целостности российского государства / Б. С. Эбзеев // Конституционное правосудие в Российской Федерации: правовое регулирование, опыт, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 17 июня 2005 г. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. С. 15-21.