Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2022. Том 8. № 2 (30)

Название: 
Электронная коммерция: возможности и угрозы современного бизнеса


Для цитирования: Скипин Д. Л. Электронная коммерция: возможности и угрозы современного бизнеса / Д. Л. Скипин, Т. А. Кольцова, М. В. Шаргина, А. В. Шаргина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 2 (30). С. 201–217. DOI: 10.21684/2411-7897-2022-8-2-201-217

Об авторах:

Скипин Дмитрий Леонидович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической безопасности, системного анализа и контроля, модератор панельной дискуссии, Тюменский государственный университет; d.l.skipin@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-5840-5789

Кольцова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, Тюменский государственный университет; t.a.kolcova@utmn.ru; ORCID: 0000-0002-7849-5010

Шаргина Мария Владимировна, студентка бакалавриата, Тюменский государственный университет; maria.shargina.99@mail.ru
Шаргина Анастасия Владимировна, студентка бакалавриата, Тюменский государственный университет; anastasia.shargina.99@mail.ru

Аннотация:

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет — всеобъемлющая сеть, которая представляет собой систему, позволяющую множеству людей одновременно совершать различные операции по всему миру. Современный человек, используя компьютер, мобильный телефон или любой другой гаджет, может работать, учиться, совершать покупки. Электронная коммерция является быстро-развивающейся системой, которая позволяет осуществлять сделки в электронном формате и способствует экономическому развитию страны. Электронная торговля, как вид электронной коммерции, приобретает масштабы и развивается с каждым годом все активнее, по всему миру. Предлагая услуги и товары, данная сфера объединяет государства, отрасли и владельцев бизнеса. С помощью современных интернет-технологий партнеры и покупатели могут эффективно взаимодействовать, что способствует росту торговли и экономики, а значит электронная коммерция является важной составляющей информационного общества и макроэкономики в целом. В процессе функционирования данной сферы цифровой экономики возникает множество угроз безопасности для бизнеса, потребителя и государства, но существует и немало преимуществ. Цель исследования заключается в раскрытии тенденций развития электронной коммерции в стране, возникающих угроз и направлений их нивелирования, а также возможных путей повышения эффективности ее функционирования. Основой исследования послужило поэтапное раскрытие возможностей потребителя на рынке электронной коммерции, угроз и путей их устранения; преимуществ продавцов в процессе электронной торговли, возникающих угроз экономической безопасности и их предотвращения; достоинств и недостатков электронной коммерции для государства. Результатом исследования явились рекомендации по противостоянию проблемам и потенциальным угрозам, сдерживающим развитие электронной коммерции в России.

Список литературы:

1. Доля населения, пользующегося информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», 2014–2020 гг. // Государственная статистика. ЕМИСС. URL: https://www. fedstat.ru/indicator/58465 (дата обращения: 16.04.2022).

2. Доля населения, использовавшего сеть интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения, 2014–2020 гг. // Государственная статистика. ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43565 (дата обращения: 16.04.2022).

3. Доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли, 2014– 2021 гг. // Государственная статистика. ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/50236 (дата обращения: 16.04.2022).

4. Захаров А. Н. Обзор развития электронной торговли в мировой экономике: вызовы и последствия пандемии / А. Н. Захаров, Ю. А. Старовая // Российский внешнеэко- номический вестник. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-razvitiyaelektronnoy- torgovli-v-mirovoy-ekonomike-vyzovy-i-posledstviya-pandemii (дата обращения: 27.03.2022).

5. Официальный блог Яндекс. Данные, которые мы не уберегли, и уроки, которые мы извлекли // Яндекс. URL: https://yandex.ru/blog/company/dannye-kotorye-my-ne-ubereglii- uroki-kotorye-my-izvlekli (дата обращения: 16.03.2022).

6. Стукалова И. Б. Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы / И. Б. Стукалова // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-elektronnoy-torgovli-vozmozhnosti-i-ugrozy (дата обращения: 27.02.2022).

7. Dawn Medlin B. The cost of e-retail: common security threats and their results / B. Dawn Medlin, A. Romaniello. 2008. URL: https://ideas.repec.org/a/ids/ijemre/v2y2008i1p80-96. html (дата обращения: 16.03.2022).