Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2022. Том 8. № 2 (30)

Название: 
Экономика совместного потребления как социально-экономическая модель


Для цитирования: Батырева М. В. Экономика совместного потребления как социально-экономическая модель / М. В. Батырева, Д. Ю. Агафонова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 2 (30). С. 81–105. DOI: 10.21684/2411-7897-2022-8-2-81-105

Об авторах:

Батырева Мария Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; m.v.batyreva@utmn.ru; ORCID: 0000-0001-6588-5469

Агафонова Дарья Юрьевна, студентка магистратуры, Тюменский государственный университет; dashaagafonova744@gmail.com

Аннотация:

Статья посвящена комплексному изучению новой социально-экономической модели — экономике совместного потребления, которая получила глобальное распространение за счет цифровой трансформации бизнеса и активной интеграции информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь человека. Интерес к проблематике совместного потребления обусловлен стремительным развитием цифровых сервисов для обмена благами, ростом количества участников и экономических секторов, задействованных в экономике совместного потребления. Методологический подход этого исследования включает в себя обзор зарубежной и отечественной литературы, посвященной совместному потреблению, с акцентом на эмпирические данные. Реализовано кейс-стади зарубежных практик совместного потребления в сельской местности.

В исследуемой проблематике центральными становятся вопросы сущности и основания экономики совместного потребления, а также условий ее развития. Выявлены подходы российских и зарубежных авторов к определению экономики совместного потребления. Попытка систематизации понятийного аппарата модели совместного потребления позволяет выделить основные ее характеристики: одноранговое взаимодействие, временный доступ к недоиспользованным активам, посредничество экономических агентов через онлайн-платформы.

Обзор эмпирических данных позволил сделать вывод, что социально-экономическая модель совместного потребления развивается в России активными темпами. Экономика совместного потребления в общем объеме транзакций в течение двух лет показала положительные темпы роста. Лидирующими сегментами являются С2С-продажи, Р2Р-услуги и каршеринг.

На основании анализа зарубежных кейсов найдены эмпирические доказательства роли экономики совместного потребления в инновационном развитии сельских районов. Применение логики совместной экономики в уникальных условиях развития сельских районов может развивать сельский туризм и помочь в преодоле- нии финансовых ограничений, с которыми сталкиваются фермеры при доступе к дорогостоящему сельскохозяйственному оборудованию.

Список литературы:

1. Авдокушин Е. Ф. Экономика совместного потребления: сущность и некоторые тенденции развития / Е. Ф. Авдокушин, Е. Г. Кузнецова // Экономический журнал. 2019. № 2 (54). С. 6–19.

2. Информационное общество в Российской Федерации. 2020: статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2020. 267 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lqv3T0Rk/info-ob2020.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

3. Постановления Правительство Тюменской области от 14 декабря 2018 г. N 489-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие внутреннего и въездного туризма» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://admtyumen.ru/ (дата обращения: 22.02.2022).

4. Ребязина В. А. Отношение потребителей к экономике совместного потребления в России / В. А. Ребязина, С. М. Березка, Н. Г. Антонова // Российский журнал менеджмента. 2020. Том 18. № 2. С. 255–278.

5. Региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://admtyumen.ru/ (дата обращения: 01.03.2022).

6. Экономика совместного потребления в России 2020. Испытание на прочность // Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). 2021. URL: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-2020.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

7. Экономика совместного потребления в России 2018 // Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). 2018. URL: https://raec.ru/upload/files/raec-sharingeconomy-nov2018.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

8. Andrei A. G. The sharing economy in post-communist societies: insights from Romania / A. G. Andrei, A. Zait // Knowledge Management and Organizational Learning / E.-M. Vătămănescu, F. M. Pînzaru. London: Springer, 2018. Vol. 6. Pp. 39-57. DOI: 10.1007/978-3-319-66890-1_3

9. Barnes S. J. Understanding current and future issues in collaborative consumption: A fourstage Delphi study / S. J. Barnes, J. Mattsson // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 104. Pp. 200–211. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.01.006

10. Belk R. You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online / R. Belk // Journal of Business Research. 2014. Vol. 67. Iss. 8. Pp. 1595–1600. DOI: 10.1016/j.jbusres.2013.10.001

11. Bergh A. Timbro sharing economy index / A. Bergh, A. Funcke, J. Wernberg // Timbro. 25 July 2018. URL: https://timbro.se/ekonomi/timbro-sharing-economy-index/ (дата обращения: 09.02.2022).

12. Bicchieri C. Trust among strangers / C. Bicchieri, J. Duffy, G. Tolle // Philosophy of Science. 2004. Vol. 71. № 3. Pp. 286–319. DOI:10.1086/381411

13. Botsman R. Defining the sharing economy: what is collaborative consumption — and what isn’t? / Botsman R // Fast Company. 27 May 2015. URL: https://www.fastcompany.com/3046119/defining-the-sharing-economy-what-is-collaborative-consumption-and-whatisnt (дата обращения: 09.02.2022)

14. Botsman R. What’s mine is yours: the rise of collaborative consumption / R. Botsman, R. Rogers. New-York: Harper Business, 2010. 304 p.

15. Degryse Ch. Digitalization of the economy and its impact on labor markets / Ch. Degryse. European Trade Union Institute (ETUI) Working Paper 2016.02. Brussels: ETUI, 2016. 80 p. URL: https://www.etui.org/sites/default/files/ver%202%20web%20version%20Working%20Paper%202016%2002-EN%20digitalisation.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

16. Ferroni M. Achievements and challenges in agricultural extension in India / M. Ferroni, Y. Zhou // Global Journal of Emerging Market Economies. 2012. № 4 (3). Pp. 319–346.

17. Fitzmaurice C. J. Collaborating and Connecting: The Emergence of the Sharing Economy / C. J. Fitzmaurice, J. B. Schor // Handbook of research on sustainable consumption. Cheltenham: Edgar Elgar. 2015. Pp. 410–425.

18. Frenken K. Smarter regulation for the sharing economy / K. Frenken, T. Meelen, M. Arets, P. van de Glind // The Guardian. 20 May 2015. URL: www.theguardian.com/science/political-science/2015/may/20/smarter-regulation-for-the-sharing-economy (дата обращения: 09.02.2022)

19. Guttentag D. Why tourists choose airbnb: a motivation-based segmentation study / D. Guttentag, S. Smith, L. Potwarka, M. Havitz // Journal of Travel Research. 2018. Vol. 57. Iss. 3. Pp. 342–359. DOI: 10.1177/0047287517696980

20. Hamari J. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption / J. Hamari, M. Sjöklint, A. Ukkonen // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015. Vol. 67. Iss. 9. Pp. 2047–2059. DOI: 10.1002/asi.23552

21. Lampinen A. Hosting via airbnb: Motivations and financial assurances in monetized network hospitality / A. Lampinen, C. Cheshire. New-York: ACM, 2016. Pp. 1669–1680.

22. Leismann K. Collaborative consumption: towards a resource-saving consumption culture / K. Leismann, M. Schmitt, H. Rohn, C. Baedeker // Resources. 2013. Vol. 2. Iss. 3. Pp. 184–203. DOI: 10.3390/resources2030184

23. Martin E. W. Greenhouse gas emission impacts of carsharing in North America / E. W. Martin, S. A. Shaheen // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. 2011. Vol. 12. № 4. Pp. 1074–1086. DOI: 10.1109/TITS.2011.2158539

24. Mason P. Postcapitalism: A guide to our future / P. Mason // London: Allen Lane, 2015. 340 pp.

25. Möhlmann M. Collaborative consumption: Determinants of satisfaction and the likelihood of using a sharing economy option again / M. Möhlmann // Journal of Consumer Behaviour. 2015. No. 14 (3). Pp. 193–207. DOI:10.1002/cb.1512

26. Parigi P. Disenchanting the world: The impact of technology on relationships / P. Parigi, B. State // Social Informatics. 2014. Pp. 166-182. DOI:10.1007/978-3-319-13734-6_1

27. Schor J. B. Collaborating and connecting: the emergence of the sharing economy / J. B. Schor, C. J. Fitzmaurice // Handbook of research on sustainable consumption / L. A. Reisch, J. Thøgersen. Cheltenham: Edward Elgar, 2015. Pp. 410–425.

28. Sengupta T. Sharing app for farm mechanization: Gold Farm’s digitized access based solution for financially constrained farmers / T. Sengupta, G. Narayanamurthy, R. Moser, P. K. Hota // Computers in Industry. 2019. № 109. Pp. 195–203. DOI:10.17700/jai.2017.8.1.287

29. Villalba R. The “uberization” of agricultural mechanization services: a case study of EM3 Agri Services in Rajasthan / R. Villalba // Institute of Agricultural Economics and Social Sciences in the Tropics and Subtropics University of Hohenheim, India. 2019. 120 р.

30. World Economic Outlook // International Monetary Fund. October 2021. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2021/10/12/world-economic-outlookoctober-2021 (дата обращения: 09.02.2022).

31. Zhou J. Shared Farm: an approach to achieve urban-rural reciprocity based on sharing economy / J. Zhou, X. Lian // China Center for Urban Development, China. 2018. Pp. 1–11.

32. Zukin Sh. Hackathons as co-optation ritual: socializing workers and institutionalizing innovation in the ‘new’ economy / Sh. Zukin, M. Papadantonakis // Research in the Sociology of Work. 2017. Vol. 31, pp. 157–181. DOI:10.1108/S0277-283320170000031005