Институт кредитной потребительской кооперации: ограничения и конкурентные преимущества

Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2021. Том 7. № 4 (28)

Название: 
Институт кредитной потребительской кооперации: ограничения и конкурентные преимущества


Для цитирования: Головко В. Б. Институт кредитной потребительской кооперации: ограничения и конкурентные преимущества / В. Б. Головко // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Том 7. № 4 (28). С. 289-307. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-4-289-307

Об авторе:

Головко Вадим Борисович, доцент кафедры экономики и финансов, Тюменский государственный университет; Управляющий КПК «Сибирский капитал» (г. Тюмень); golovko.vadim.b@gmail.com

Аннотация:

В статье дана общая характеристика сущности и специфических особенностей кредитных потребительских кооперативов (КПК), оценена степень актуальности вопроса развития КПК в контексте повышения финансовой доступности на разных территориях РФ. Определены масштабы деятельности кредитной потребительской кооперации относительно сектора микрофинансирования, ссудо-сберегательного рынка РФ в целом, а также относительно сектора кредитной кооперации в ряде зарубежных стран, в том числе процент вовлеченности населения разных стран в процессы финансовой взаимопомощи КПК. Рассмотрен исторический контекст развития кредитной потребительской кооперации в России, проведено сопоставление его количественных параметров в прошлом и текущем периодах. Определено место современного института КПК на финансовом рынке РФ исходя из понятий массовости и нишевости, с учетом специфики целевой аудитории и преимущественной области деятельности кредитных кооперативов, выделены следующие из этого ограничения и потенциальные преимущества. Сформулированы предложения по повышению конкурентоспособности КПК на ссудо-сберегательном рынке с целью трансформации к тенденции роста сектора через сохранение ключевых механик традиционного сервиса кредитных кооперативов, обусловливающих высокую степень лояльности пайщиков, в сочетании с дополнением практики деятельности КПК набором современных функций, предоставление которых обусловлено как используемыми кооперативами технологическими платформами, так и формой организации ключевых внутренних процессов. Сделан итоговый вывод, что именно реализация подобной двойственной стратегии позволит повысить конкурентоспособность института кредитной кооперации и обеспечить возвращение к тенденции его количественного роста и качественного развития.

Список литературы:

  1. Банк России разработал проект дорожной карты по совершенствованию регулирования кредитной кооперации на 2021-2024 годы // Центральный банк Российской Федерации: оф. сайт. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=9719 (дата обращения: 25.12.2021).

  2. Головко В. Б. Роль института кредитной потребительской кооперации в процессах социально-экономического развития регионов РФ / В. Б. Головко // Теоретические и прикладные исследования социально-экономических систем в условиях интеграции России в мировую экономику: материалы IV Междунар. заочной науч.-практ. конф. (2 ноября 2015 г.). Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2015. C. 455-459.

  3. Головко В. Б. Эволюция кооперативной философии и развитие кредитной потребительской кооперации / В. Б. Головко // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2015. № 7 (18). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2310 (дата обращения: 25.12.2021).

  4. Из истории развития кредитной кооперации в России. «Азбука пайщика» от А до Я // Вопросы кредитной кооперации (приложение к журналу). 2012. № 1. С. 33.

  5. Микрофинансирование. Аналитика // Центральный банк Российской Федерации: оф. сайт. URL: https://cbr.ru/microfinance/analitics/ (дата обращения: 25.12.2021).

  6. Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов // Центральный банк Российской Федерации: оф. сайт. URL: https://cbr.ru/analytics/microfinance/reveiw_mfo/ (дата обращения: 25.12.2021).

  7. Статистические показатели банковского сектора Российской Федерации // Центральный банк Российской Федерации: оф. сайт. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (дата обращения: 25.12.2021).

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О кредитной кооперации» // Консультант плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89568/ (дата обращения: 25.12.2021).

  9. Финансовая доступность // Центральный банк Российской Федерации: оф. сайт. URL: https://cbr.ru/develop/development_affor/ (дата обращения: 25.12.2021).

  10. Kano N. Attractive quality and must-be quality / N. Kano, N. Seraku, F. Takahashi, Sh. Tsuji // Journal of the Japanese Society for Quality Control [in Japanese]. April 1984. Vol. 14 (2). Рр. 39-48.

  11. Schumpeter J. A. The Theory of Economic Development / J. A. Schumpeter. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1934. 255 рр.

  12. Spiegel B. Niche — а term from theoretical biology in marketing // Thexis. 1990. Vol. 7. No. 4. Р. 7.

  13. Wald A. A Method of Estimating Plane Vulnerability Based on Damage of Survivors: A Reprint / A. Wald. Operations Evaluation Group, Center for Naval Analyses, 1980. 89 рр.

  14. World Council of Credit Unions’ annual 2020 Statistical Report // World Council: off. website. URL: https://www.woccu.org/our_network/statreport (дата обращения: 25.12.2021).