Выпуск:
2021. Том 7. № 4 (28)Об авторе:
Демченко Максим Сергеевич, аспирант кафедры теоретических и публично-правовых дисциплин, Тюменский государственный университет; max-de.demchenko@ya.ru; ORCID: 0000-0001-7720-515XАннотация:
30 января 2020 г. Всемирной организацией здравоохранения распространение новой коронавирусной инфекции было объявлено чрезвычайной ситуацией международного уровня. Органами государственный власти Российской Федерации были разработаны мероприятия, направленные на минимизацию и ликвидацию последствий, вызванных коронавирусной инфекцией, что в свою очередь вызвало необходимость оперативного изменения и дополнения нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вопрос о том, что же собой представляют особенности режимов чрезвычайной ситуации и повышенной готовности, равно как и правомерность вводимых в режиме повышенной готовности ограничений прав и свобод личности, вызвали обширную научную дискуссию. В данной статье автор рассматривает изменения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предлагает авторскую трактовку оснований и особенностей правового регулирования введенного режима повышенной готовности и ограничений прав и свобод личности, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
По мнению автора, с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» нуждается в оперативных и последовательных изменениях, с целью полного и всестороннего обеспечения прав и свобод личности. Так, например, необходимо внести понятие биолого-социальной чрезвычайной ситуации как одного из видов чрезвычайных ситуаций, попадающих под законодательное регулирование. Анализируя действующее законодательство на предмет правомерности введенного режима повышенной готовности и ограничений прав и свобод личности, делается вывод о том, что существующий механизм ограничения прав и свобод личности не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации, а сложившуюся эпидемиологическую обстановку следует рассматривать как чрезвычайную ситуацию с необходимостью введения соответствующего режима.
В основе методологии исследования лежат как общенаучные, так и частнонаучные методы познания: формально-логический, системный, формально-юридический, компаративистский, диалектический, прогностический, метод моделирования и др.
Ключевые слова:
Список литературы:
Авдеев Д. А. Проблемы легитимации публичной власти в современной России / Д. А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Том 7. № 1. С. 95-111.
Астафьева Е. В. Виды ограничений конституционных прав и свобод / Е. В. Астафьева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2006. № 4 (12). С. 191-192.
Воробьев Ю. Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций: монография / Ю. Л. Воробьев. М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2000. 248 с.
ГОСТ 22.0.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. Введ. 16.04.98. М.: Издательство стандартов, 2000.
ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. Введ. 16.04.98. М.: Издательство стандартов, 2000.
ГОСТ Р 22.0.04-2020 Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. Введ. 01.04.21. М.: Стандартинформ, 2020.
Дорошенко Е. Н. Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции / Е. Н. Дорошенко // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 12. С. 48-56.
Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» / В. М. Абдрашитов, Я. Р. Джамбалаев, А. Е. Епифанов [и др.]. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 640 с.
Коновалов А. М. Законно ли введены режим повышенной готовности и последовавшие за ним ограничения прав и свобод на территориях субъектов Российской Федерации? / А. М. Коновалов // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 32-34.
Коркунов Н. М. Русское государственное право / Н. М. Коркунов. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1899. Том 1. Введение и общая часть. Изд. 3-е, перераб. 573 с.
Кукса Т. Л. Чрезвычайное государственное регулирование распространения COVID-19 в России: бюрократическая логика принятия решений и медикализация повседневности в начале пандемии / Т. Л. Кукса // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. № 4. С. 183-203.
Назаренко Е. К. К вопросу о законодательном обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / Е. К. Назаренко, В. Н. Галочкин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 2 (17). С. 106-112.
Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2012 № 72-АПГ12-1 «Об отмене решения Забайкальского краевого суда от 30.01.2012 и удовлетворении заявления о признании недействующим постановления губернатора Забайкальского края от 29.12.2009 № 54 (в ред. постановлений губернатора Забайкальского края от 12.04.2010 № 10, от 29.04.2011 № 15, от 28.11.2011 № 31)» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
Официальный интернет-ресурс для информирования населения по вопросам коронавируса (COVID-19). 2021. URL: https://стопкоронавирус.рф (дата обращения: 08.05.2021).
Постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» // Оф. сайт Правительства Московской области. URL: https://mosreg.ru/ (дата обращения: 12.03.2020).
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 № 49-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области „О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области“ в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 1 (часть II). Ст. 289.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона „О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“ в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 18. Ст. 2089.
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 22. Ст. 2640.
Советов И. К. Публичная власть в России по Конституции 2020 года / И. К. Советов // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). С. 43-52.
Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2020. № 14. URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/43503220/
Уткин Н. И. Обзор законодательства в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций / Н. И. Уткин, С. Б. Немченко // Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2014. № 4. С. 105-117.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст. 2277.
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 375.