Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


Выпуск:

2021. Том 7. № 4 (28)

Название: 
Досуг студенческой молодежи : результаты мониторингового исследования


Для цитирования: Кульминская А. В. Досуг студенческой молодежи: результаты мониторингового исследования / А. В. Кульминская, Л. Д. Забокрицкая // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Том 7. № 4 (28). С. 102-120. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-4-102-120

Об авторах:

Кульминская Алина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Школа государственного управления и предпринимательства, Институт экономики и управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); a.v.kulminskaia@urfu.ru; ORCID: 0000-0002-8538-938X

Забокрицкая Любовь Дмитриевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург); zabokritskaya@urfu.ru; ORCID: 0000-0002-4653-4409

Аннотация:

В статье представлены результаты VIII этапа мониторинга социокультурного развития молодежи, реализуемого в течение 25 лет под руководством Ю. Р. Вишневского. Объем выборки последнего этапа — 2 000 студентов третьего курса очного отделения вузов Среднего Урала. Квотные параметры — пол и профиль обучения респондентов (гуманитарное, инженерное, социально-экономическое и естественнонаучное направления подготовки). Цель статьи — зафиксировать изменения, произошедшие в структуре досуговых занятий студенчества с 2016 г. Выборка за 2016 г. построена на аналогичных принципах, N = 1 827.

Теоретическая часть статьи содержит подходы к определению понятия досуга, его видов и основных факторов, которые влияют на структуру предпочтений при выборе досуговой деятельности. Результаты статьи включают в себя динамику интереса студентов к досуговым занятиям за период с 1995 по 2020 г. Выявлен рост числа видов досуга на одного респондента, а также повышение интереса к деятельности, связанной с цифровыми технологиями. Отмечено снижение интереса к активным формам досуга: туризму, выездам на природу, спорту. Сохраняется интерес к видам досуга, связанным с социальным взаимодействием как в непосредственной, так и опосредованной форме.

Наибольшее внимание уделено сопоставлению данных за 2016 и 2020 гг., так как именно в эти годы сформировалась наиболее полная панель видов деятельности студентов. Проанализировано влияние пола респондента на выбор досуговой деятельности. Произведена группировка респондентов по нескольким классификациям досуга. На основании классификаций отмечен интерес к развлекательной деятельности и сохранение рекреационной функции досуга.

Список литературы:

  1. Акулич М. М. Роль «третьих мест» в коммуникациях современных студентов / М. М. Акулич, Э. А. Мокк // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Том 6. № 3 (23). С. 59-78. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-3-59-78

  2. Белозерова И. А. Мониторинг культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи / И. А. Белозерова, Е. В. Крикун // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 3 (32). С. 30-34. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0004

  3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад, Э. Б. Абдуллин, О. А. Абдуллина. М.: ЭКБСОН, 2002. 517 с.

  4. Зборовский Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г. Е. Зборовский // СОЦИС. 2006. № 12. С. 56-63.

  5. Зубок Ю. А. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Вестник Института социологии. 2018. № 4. С. 170-191. DOI: 10.19181/vis.2018.27.4.546.

  6. Исаева Е. Ю. Диагностика досуговых потребностей как реализация возможностей студенческой молодежи в городской среде / Е. Ю. Исаева, И. В. Павлова, А. К. Бондаренкова // Гуманитарий Юга России. 2020. № 2. С. 126-135.

  7. Каргаполова Е. В. Информационные компетенции молодежи в условиях цифровизации общества / Е. В. Каргаполова, С. В. Каргаполов, Ю. А. Давыдова, Н. В. Дулина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Том 13. № 3. С. 193-210. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.13

  8. Комарова К. О. Феномен экономики впечатлений / К. О. Комарова // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-2. С. 249-251. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13481 (дата обращения: 02.11.2021).

  9. Кузьмина Е. В. Досуговые практики молодых рабочих промышленных предприятий / Е. В. Кузьмина, Н. В. Гончарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Том 19. Вып. 2. С. 156-161. DOI: 10.18500/1818-9601-2019-19-2-156-161

  10. Леонтович А. В. Международное движение содействия научно-техническому досугу молодежи — MILSET / А. В. Леонтович, К. С. Сальникова // Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2 (25-26). C. 105-111.

  11. Пайн Б. Дж. Экономика впечатлений: как превратить покупку в захватывающее действие / Б. Дж. Пайн, Дж. Х. Гилмор. М.: Альпина Паблишер, 2021. 384 с.

  12. Понукалина О. В. Досуг в теоретическом дискурсе социологии: подходы к исследованию / О. В. Понукалина // Вестник Поволжского института управления. 2017. Том 17. № 6. C. 83-89. DOI: 10.22394/1682-2358-2017-6-83-89

  13. Рябов М. А. Внеинституциональные формы молодежного досуга / М. А. Рябов, М. Д. Макрушина // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. № 2. С. 148-153.

  14. Сингач А. Н. К вопросу о формировании социально-ответственного поведения студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности / А. Н. Сингач // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 201-206.

  15. Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л. Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.

  16. Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения // РБК: оф. сайт. URL: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d167de1a41 (дата обращения: 01.11.2021).

  17. Хозяшева А. Н. Культурный досуг молодых пермяков и приоритеты ГМП / А. Н. Хозяшева, А. Ю. Внутских // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020. № 1 (4). С. 184-191.