Выпуск:
2021. Том 7. № 4 (28)Об авторах:
Печёркина Ирина Фёдоровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный университет; i.f.pecherkina@utmn.ru; ORCID: 0000-0003-4978-0311Аннотация:
В статье рассматриваются современные теоретические и эмпирические проблемы территориальной идентичности в социальном пространстве села и города, актуальность которых обусловлена тем, что представляемые теории процессов социальной идентичности могут использоваться в качестве «эвристической линзы» для изучения, операционализации и верификации процессов идентичности в их взаимосвязи с социальными изменениями в различных социокультурных и географических контекстах. Теоретической базой послужили теории процесса идентичности (identity process theory) и исследования социальной репрезентации (social representations research) через «символы статуса» и «статусной ценности» в своей самопрезентации, различные компоненты которых могут быть операционализированы в вопросах по поводу содержания идентичности, ее структуры, процессов и мотивационных принципов, которыми индивиды руководствуются. Эмпирической базой стали исследования территориальной идентичности 2006-2021 гг., проведенные научным коллективом социологов Тюменского государственного университета. Доказательства важности роли процессов идентичности в коммуникативном использовании социальных представлений в понимании своего истинного территориального места получены из анализа данных исследования использования оценки символов своего поселения, региона, страны, мира. Анализ полученных данных территориальной идентичности жителей Тюменской области в динамике 2006-2021 гг. показал отношение к своему региону, и зафиксировано, что проявляется положительная динамика эмоциональной близости к своему месту проживания, идентифицированной как позитивная территориальная идентичность («я рад, что живу здесь»), с ростом в динамике от количества опрошенных (от 31% в 2006 г. до 43% в 2021 г.). Росту региональной идентичности способствует высокий профессиональный статус респондента, его позитивное социальное самочувствие, сравнительно высокое материальное положение. Вместе с тем четко отмечается негативная динамика территориальной идентичности, которая сопряжена с тем, что жители сельских поселений, а также малых и средних городов, в целом не хотят связывать будущее своих детей с их местом проживания.
Ключевые слова:
Список литературы:
Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / сост. и отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь мир, 2016. 360 с.
Голубева Н. А. Территориальная идентичность и ценностные ориентации как фактор структурирования социального пространства / Н. А. Голубева, М. М. Кончаловская // Психологические исследования. 2013. № 32. С. 7.
Давыденко В. А. «Идентичность места» как критерий поддержки сетевых взаимодействий: теоретический анализ и эмпирические оценки / В. А. Давыденко, Г. Ф. Ромашкина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Том 10. № 6. С. 104-119.
Дягилев Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н. С. Дягилев // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: УрФУ, 2013. С. 54-59.
Еремина Е. В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа / Е. В. Еремина // Регионология. 2011. № 3. URL: http://regionsar.ru/node/781 (дата обращения: 29.10.2021).
Замятина Н. Ю. Территориальные идентичности и социальные структуры / Н. Ю. Замятина // Общественные науки и современность. 2012. № 5. С. 151-163.
Зелетдинова Э. А. Региональная идентичность в фокусе социологического анализа / Э. А. Зелетдинова, В. В. Дьякова, М. Н. Руденко, Е. В. Гайнутдинова // Теория и практика общественного развития. 2020. № 1 (143). С. 14-22.
Корепанов Г. С. Региональная идентичность в дискурсе социологии регионального развития / Г. С. Корепанов // Вестник РУДН. 2009. № 4. С. 56-65.
Котова М. В. Стратегии поддержания социальной идентичности: значение для теории социальной идентичности и понимания межгрупповых отношений / М. В. Котова // Журнал Высшей школы экономики. 2016. Том 13. № 4. С. 691-711.
Левочкина Н. А. Региональная идентичность: понятие и сущность / Н. А. Левочкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1 (3). С. 446-453.
Новая индустриализация: возможности, ограничения и противоречия социокультурного пространства: монография / Е. В. Андрианова, В. А. Давыденко, Е. П. Данилова, Н. В. Мальцева, И. Ф. Печеркина и др. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2018. 226 с.
Радина Н. К. Город в пространстве и времени: проблемы территориальной идентичности в контексте социально-экономических измерений / Н. К. Радина. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2015. 344 с.
Ромашкина Г. Ф. Факторный анализ региональной идентичности на примере арктического региона / Г. Ф. Ромашкина, Г. Н. Чапарова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Том 1. № 3(3). С. 63-72.
Российская идентичность в социологическом измерении // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии Российской академии наук / под общ. ред. М. К. Горшкова. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 140 с.
Самошкина И. С. Территориальная идентичность как предмет социально-психологического исследования / И. С. Самошкина // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2008. № 3. С. 43-53.
Соловей Л. В. Территориальная идентичность горожан в контексте пространства мегаполиса / Л. В. Соловей, М. И. Ковалева, И. В. Доронина // ИСОМ. 2019. № 3. С. 113-122.
Социокультурная динамика — портрет Тюменской области: коллективная монография // Е. В. Андрианова, И. Я. Арбитайло, Р. М. Ахмедзянова, Я. Н. Дашина, Т. В. Комбарова и др. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. 357 с.
Федотова Н. Г. Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты / Н. Г. Федотова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 20 (3). С. 32-49.
Черникова В. В. Формирование региональной идентичности в современной России (на примере Воронежской области) / В. В. Черникова // Вестник ВГУ: история, политология, социология. 2013. № 2. С. 81-87.
Чернявская О. С. Осмысление понятия территориальной идентичности / О. С. Чернявская // Вестник ВятГУ. 2011. № 4. С. 70-76.
Шматко Н. А. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования / Н. А. Шматко, Ю. Л. Качанов // Социологические исследования. 1998. № 4. С. 94-98.
Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 597.
Belanche D. Understanding the cognitive, affective and evaluative components of social urban identity: determinants, measurement, and practical consequences / D. Belanche, L. V. Casalo, C. Flavian // Journal of Environmental Psychology. 2017. Vol. 50. Pp. 138-153.
Tajfel H. Social identity and intergroup behavior / H. Tajfel // Social Science Information. 1974. Vol. 13. No. 65. Pp. 65-93.
Tajfel H. Social psychology of intergroup relations identity / H. Tajfel // Annual Review Inc. 1982. Vol. 33. Pp. 1-39.
Trepte S. Social Identity Theory and Self‐Categorization Theory / S. Trepte, L. S. Loy // The International Encyclopedia of Media Effects. 2017. Pp. 1-14.